[an error occurred while processing this directive]
БЕЗ ПРАВА НА ПРОЕЗД
По всей России водители протестуют против лихачества политиков
Даниэль БРЕССЛЕР, Süddeutsche Zeitung
По России катится волна протеста - по улицам с включёнными аварийными огнями едут машины с повязанными оранжевыми или черными ленточками. Такую картину уже могли наблюдать жители 22-х городов страны, а в выходные – Москвы. Это мятеж водителей, к которому присоединились тысячи россиян. И дело здесь не в ямах на дорогах и не в высоких ценах на бензин, хотя и то и другое тоже выводит их из себя. Гнев протестующих порождён делом, которое многие считают типичным примером несправедливости на дорогах: сибиряка Олега Щербинского, железнодорожного рабочего, суд приговорил к четырём годам лишения свободы. Его преступление состояло лишь в том, что он не в то время оказался не в том месте. Этим местом было шоссе в Алтайском крае.
Щербинский совершал левый поворот, а по трассе на служебном «Мерседесе» с включенной мигалкой на скорости около 200 км/ч мчался местный губернатор Михаил Евдокимов. При попытке избежать столкновения с машиной, поворачивающей налево, водитель потерял контроль над лимузином. Губернатор, сам водитель и телохранитель погибли.
То, что явно невиновный железнодорожник был осуждён, многие россияне считают симптоматичным. Начальство и обычные граждане нигде не соприкасаются так тесно, как на дорогах. И тем важнее для власть имущих – хотя сплошь и рядом эта власть относительна – иерархия. Все они, от президента до третьеразрядного чиновника, пользуются правом на лихачество с мигалкой. Сейчас протестующие водители требуют, чтобы право на спецсигнал оставалось лишь за милицией, «скорой помощью» и пожарными.
Несмотря на форму выражения - это политический протест, считает московский политолог Владимир Прибыловский. Корреспонденту газеты Moscow Times он сказал: «Чиновники – это господствующий класс. Они присвоили себе феодальные права, включая право ездить по встречной полосе».
Питер ФИНН, The Washington Post
- Это было обычное ДТП, но беда в том, что в одной из машин находился губернатор, – сказал Андрей Карпов, один из двух адвокатов Щербинского, работу которых оплатили автомобильные клубы всей России и профсоюз железнодорожников. – Водитель губернатора вёл машину, не думая, ехал очень быстро и уже не мог справиться с управлением.
После аварии казалось, что местные власти придерживаются того же мнения. Дорожная милиция первоначально говорила, что «Мерседес» нарушил правила, а пресс-секретарь губернатора в ответ на предположения, не является ли катастрофа спланированным убийством, назвал ее обычной аварией.
Первоначальные разговоры об убийстве спровоцировали то, что за неделю до аварии МВД отобрало у Евдокимова машину сопровождения, заявив, что губернаторам такие машины не полагаются. Евдокимов, который в ходе выборов победил кандидата от прокремлёвской «Единой России», вёл постоянную борьбу с местными политическими элитами. Региональный парламент дважды выносил ему вотум недоверия. Но у народа губернатор оставался популярным, а из-за актерской известности его смерть стала событием национального масштаба. В ходе декабрьского опроса общественного мнения 36% респондентов назвали смерть Евдокимова главным политическим событием года, поставив ее впереди 60-летия победы во Второй мировой войне и осуждения магната Михаила Ходорковского.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]