[an error occurred while processing this directive]
ТАРИФ СТРАХОВАНИЯ ГПО АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ МОЖЕТ ВЫРАСТИ В 6 РАЗ
Агентство по регулированию и надзору финансового рынка провело «круглый стол» по поводу изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по обязательным видам страхования. Естественно, обсуждались и изменения в закон о страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. На этот раз участники дискуссии - депутаты Парламента, финансисты, страховщики, представители заинтересованных министерств вели речь о том, что ставки следует поднять в два, четыре, а то и в шесть раз!
Убыточность дела
Главный аргумент страховых компаний – убытки. Якобы они в некогда весьма прибыльном деле достигли в масштабах страны угрожающих размеров. Хотя по официальным данным, только за четыре года - с 1998-го по 2002-й - сумма страховых премий по стране выросла в 20 раз! В этот же период именно высокая прибыль в автостраховании надоумила особо предприимчивых граждан создавать фирмы-«одногодки», из-за чего количество организаций-страховщиков в Казахстане перевалило за две сотни. Сейчас число страховых компаний значительно сократилось, примерно в 5-6 раз. Есть информация о том, что совсем недавно одна из фирм вернула свою лицензию на этот род деятельности. Возможно, ее примеру последуют другие страховщики. По неофициальным данным, в Костанае есть фирмы, весьма неохотно оформляющие страховые полисы автогражданки и настойчиво советующие гражданам обратиться в «другую организацию».
Тесные дороги
Причина убыточности автострахования кроется, прежде всего, в увеличении количества дорожно-транспортных происшествий. Показателен в этом смысле, по мнению дорожных полицейских, пример областного центра. Количество ДТП находится в прямой зависимости от количества автотранспорта. А ряды автовладельцев в Костанае ширятся быстро: если три года назад парк пополнился примерно 2000 новых машин, то уже через год он увеличился на 4000, а в 2005-м году количество зарегистрированных авто выросло более чем на 8000. И это в то время, когда расширять улицы Костаная попросту некуда - с обочин и тротуаров кажется прямо над машинами нависают «козырьки» магазинов, кафе, СТО, частных коттеджей и прочего.
- Ещё одна причина, - говорит управляющий директор агентства маркетинговых услуг Надежда Осокина, - в том, что дорожное покрытие оставляет желать лучшего. Кроме того, сегодня достаточно большая часть автовладельцев покупает дорогие автомобили с большим объемом двигателя, и в случае ДТП им приходится выплачивать солидное вознаграждение, которое «съедает» и страховую премию.
Проще говоря, если раньше аварий было меньше и стоили они дешевле, то сейчас ДТП больше, да и подорожали они изрядно.
Ещё один аргумент «за» повышение страховой ставки – мошенничество. Наш автолюбитель умудряется то получить страховку сразу в нескольких фирмах, то наезд на столб в пьяном виде (за это, как известно, страховка не полагается) на следующий день преподнести как проделки неизвестных лиц.
Стоимость ДТП
Автострахование и сейчас составляет солидную часть доходов страховых компаний. Но если раньше доля прибыли по этой статье составляла примерно 50%, то сегодня она снизилась вдвое. По официальным данным Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, в прошлом году из 12-ти млрд. тенге страховых премий по всем видам обязательного страхования около 4,8 млрд. тенге пришлось на страхование ГПО автовладельцев. Всего по страхованию автогражданки в прошлом году страховщики произвели 36 000 выплат из примерно 40 000 страховых случаев на сумму более чем 3 млрд. тенге. Выходит, в среднем каждое казахстанское ДТП в прошлом году «стоило» страховщикам 83 000 тенге. Сколько получится в нынешнем году - увидим.
Хорошо забытое
Стоит напомнить, что и депутаты Парламента, и представители страховых компаний вопрос повышения тарифов страхования ГПО активно обсуждали еще полтора года назад. Причем тогда же говорили о создании некой базы, где для страховых организаций их же усилиями и усилиями дорожной полиции будет собрано досье буквально на каждого автовладельца и его автомобиль. Своеобразная «кредитная история», исходя из которой для исчисления страховой ставки применялся бы понижающий, если, к примеру, водитель за последние три года ни разу не был виновником ДТП, или повышающий коэффициент. Оговаривались даже сроки реализации этого проекта: к сентябрю 2004-го года должны были создать базу, и еще год ушел бы на её внедрение. Однако, как и полтора года назад, дальше разговоров дело не продвинулось. По крайней мере, о существовании такой базы не ведают даже страховщики, готовые платить за «кредитные истории» своих потенциальных клиентов хорошие деньги.
Как считают эксперты, повышение тарифа неминуемо, вопрос только в размерах и времени. Взять хотя бы автомобили с государственными номерами. Повышать тариф в середине года - значит образовать в местных бюджетах новую брешь, ведь для регистрации ГПО автовладельца на новенький административный «Land Cruzer» или «Тойоту» может понадобиться изрядная сумма бюджетных средств.
В России, где страховой тариф ниже казахстанского раз в 5, за первые 9 месяцев действия Закона об обязательном страховании ГПО страховщики заработали около 40 млрд. рублей, при этом выплатили пострадавшим в авариях в качестве компенсации только десятую часть этих денег. По данным Российского союза автостраховщиков, прибыль страховых компаний составила 900%. При этом тариф на автогражданку далеко не всегда пропорционален доходам. К сведению, в странах Восточной Европы годовую «Зелёную карту» можно купить за $150. Это - сотая часть годового дохода европейца. В России на полис автовладелец тратит в среднем десятую часть своего годового заработка.
www.grandtv.ru
Сведения по страховым организациям РК на 1-е января 2006 года
Информация предоставлена Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых услуг
* в тыс. тенге
№ |
Наименование организации |
Активы |
Обязательства |
Собст-й капитал |
Страховые выплаты |
Страховые премии |
|
ГПО владельцев а/м |
Всего |
|
ГПО владельцев а/м |
Всего |
|
1 |
АО «PREMIER СТРАХОВАНИЕ» |
903413 |
551331 |
352082 |
43309 |
116451 |
48982 |
676463 |
|
2 |
АО «АСК «Коммеск-Омир» |
1287178 |
570572 |
716606 |
241114 |
367018 |
326158 |
1013922 |
|
3 |
АО «БТА «Страхование жизни» |
1740480 |
997471 |
743009 |
|
92024 |
|
1313934 |
|
4 |
АО «БТА «Страхование» |
2038224 |
1155041 |
883183 |
137239 |
358899 |
99587 |
1500011 |
|
5 |
АО «Государственная страховая корпорация» |
9038377 |
245606 |
8792771 |
|
649 |
|
140813 |
|
6 |
АО «Зерновая страховая компания» |
650921 |
214151 |
436770 |
1977 |
43344 |
12704 |
458165 |
|
7 |
АО «КИС «Казахинстрах» |
3826349 |
1760802 |
2065547 |
253155 |
1107430 |
447616 |
7214249 |
|
8 |
АО «СК «АСКО» |
445389 |
169009 |
276380 |
58771 |
84533 |
89042 |
412710 |
|
9 |
АО «БТА «Забота» |
919651 |
405676 |
513975 |
10667 |
84306 |
9150 |
517103 |
|
10 |
АО «Валют-Транзит-Полис» |
1055960 |
377722 |
678238 |
126167 |
151081 |
205642 |
744894 |
|
11 |
АО «СК «Виктория» |
798704 |
210265 |
588439 |
69524 |
74898 |
130423 |
328906 |
|
12 |
АО «Казкоммерц-полис» |
5019384 |
2958560 |
2060824 |
196009 |
644926 |
362834 |
5488746 |
|
13 |
АО «ТрансОйл» |
871589 |
530545 |
341044 |
195135 |
294146 |
375321 |
1138342 |
|
15 |
ЗАО «СК «АТФ-Полис» |
2043033 |
896196 |
1146837 |
191354 |
369612 |
204119 |
5261031 |
|
16 |
ЗАО «СК «Алтын-Полис» |
1520497 |
831953 |
688904 |
401902 |
564751 |
1001923 |
2363377 |
|
17 |
ЗАО «СК «Альянс-Полис» |
966226 |
442325 |
523901 |
65350 |
139733 |
71916 |
779097 |
|
19 |
ОАО «Нефтяная страховая компания» |
2421612 |
1464891 |
956721 |
643766 |
1181999 |
643312 |
3892150 |
|
20 |
АО «СК «Сентрас Иншуранс» |
589295 |
119827 |
469468 |
1683 |
11070 |
11295 |
171233 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Булат МУСТАФИН
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]