На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 5 (201)
2 февраля 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
От первого лица
Политика KZ
Страна и мир
Линия судьбы
ПМЖ
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Качество жизни
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Заимка
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Наша экспертиза  
[an error occurred while processing this directive]

УПОИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

Пить или не пить соки – вот в чем вопрос для людей, исповедующих здоровый образ жизни. Это так современно: вместо начинённого холестерином пирожного угостить себя стаканом натурального сока. Главное – быть уверенным в содержимом стакана.

 

Кто наливает

В Костанае сегодня продают в основном соки казахстанских и российских производителей. Появились также украинские, в не очень большом количестве на рынке присутствуют соки Молдовы, а также узбекские и таджикские. Дальнее зарубежье представлено довольно скудно: Германия, Австрия - совсем немного в соках для детского питания, и уж совсем каплей в море - Венгрия, хотя когда-то, в советские времена, венгерские и болгарские и были нашим «глотком заграничного вкуса».

Лидеры европейского сокового рынка, вроде Krings, Albi, Granini, вообще не присутствуют на нашем рынке, хотя еще полтора- два года назад, например, соки Granini в продаже имелись. Были достаточно дорогими, сейчас их заместила немецкая марка Neus, того же класса качества, той же ценовой категории. Маркетологи утверждают, что соки, никогда не относившиеся к продуктам первой необходимости, являются своеобразным индикатором экономического благополучия населения. Рост их потребления явно свидетельствует, что в карманах у людей стало денег побольше. Насколько? Соотношение «игроков» на местном соковом рынке определяется покупательной способностью граждан. В Костанае явное предпочтение отдается сокам ординарным, по цене не выше 200 тенге за литр. Это сегодня могут себе позволить многие.

 

Что наливают

Какие ассоциации со словом «сок» позволяет делать система ГОСТов? Она, кстати, в последние 6-7 лет была значительно гармонизирована на мировом рынке, что делает сравнение европейских, российских и казахстанских соков вполне корректным. Итак, сок бывает прямого отжима, восстановленный, концентрированный. Последний полагается разводить водой, чтобы он стал нормальным соком.

Соков прямого отжима в Костанае найти не удалось, хотя заводы липецкого ОАО «Лебедянский» в рамках торговой марки «Тонус» вроде производят такие, но у нас их нет. Впрочем, разработчики действующего российского ГОСТ Р51398-99 настаивают, что никакой разницы между соком прямого отжима и восстановленным - при соблюдении технологических нормативов - быть не может.

Львиная доля продаж во всем мире - именно соки восстановленные. Изготавливаются они примерно так: собираются где-нибудь, скажем, апельсины, моются, прессуются, масса охлаждается в вакууме, и в это время из нее выделяются ароматические вещества, которые хранятся отдельно. Затем температуру повышают, но снова в вакууме, удаляют воду. «Апельсиновая «сгущенка» и есть концентрат, который можно перевозить. Когда необходимо производить сок, в концентрат добавляют дистиллированную воду - ровно столько, сколько ее было в свежеотжатом соке, ни капли больше, и добавляют сохраненные естественные ароматизаторы.

Вопрос о количестве воды - принципиальный. В первую очередь, именно оно позволяет вести речь о натуральности сока. Перелил – и сок превратился в нектар. В этом напитке сока может быть от 25 до 50%. Процентность разная, но четко определенная для разных видов фруктов. Указанные значения - минимальные. Разницу между соком и нектаром постичь легко: если яблочный сок, например, чтобы получить нектар, можно развести вдвое, то, соответственно, полезных яблочных веществ в нектаре вдвое меньше, чем в соке.

Когда сока минимум 10%, то речь идет о сокосодержащих напитках. Европейская классификация этого продукта предусматривает, кстати, более детальную разбивку. Для плодов с семечками, вроде яблок и винограда, - минимум 30%, для цитрусовых - не менее 6%, а для всех остальных, в том числе косточковых, - 10%.

 

Сок - это всегда 100%

Есть плоды, имеющие так много мякоти или такой насыщенный вкус, что сделать из них сок практически невозможно. Это, например, земляника, бананы, маракуйя, персик, черная смородина, вишня. Бананового сока не бывает, так же, как и персикового -это всегда нектары. Сок из вишни и черной смородины - это тоже не вполне корректно. Их вкус всегда улучшен, как правило, сахаром, и воды в них добавляется более чем нужно для натурального разведения. Тогда почему сок? Если внимательно прочитать гостовское определение сока, то выходит, что ненатуральных соков нет вообще, как и нет 100-процентных.

Так что вынесение на упаковку ярких аншлагов, где присутствует слово «натуральный» или обыгрывается значение «100%» - это иногда просто дублирование информации, а иногда, когда речь идет, например, о нектарах или сокосодержащих напитках, это выглядит как попытка запутать покупателя или, по крайней мере, сместить акценты его внимания.

Показательный пример - казахстанский нектар Piko, произведенный ТОО «Компания «Фудмастер-Асептик» с разрешения компании Coca-Cola. На той стороне, что всегда с витрины смотрит на покупателя, сообщается, что это продукция Coca-Cola - выгодно указывать мировой популярности брэнд. Далее сообщается, что это апельсин - без пояснения, нектар или сок. А в солнечного цвета кружочке выписана цифра 100%. Когда вчитаешься в то, что начертано по окружности, обнаруживаешь, что речь идет о «100% апельсинового удовольствия». А вы думали, что приобретаете сок?

Еще пример - персиковый нектар Gracio, изготовленный АО «RG Brands» в Алматы, определение «нектар» тоже в глаза не бросается. На лицевой части упаковки сообщение, что продукт «100% натуральный с мякотью». Можно поспорить. Если добавлен сахар, а об этом написано на упаковке, то вряд ли все-таки стопроцентно натуральный. Естественный, то бишь натуральный фруктовый сахар, которого довольно много в персиках, это все-таки фруктоза.

Практически та же история с абрикосовым нектаром Goldi от тургеньского АО «Голд продукт». У него речь идет о «100% качества». Обтекаемо и, честно говоря, ни о чем.

В этот ряд казахстанская продукция выставлена не специально. Для экспертизы мы взяли товары 10 разных производителей. И вынуждены сделать вывод: лучше всех с потребительской информацией обращаются педантичные иностранцы: немцы, австрийцы, венгры. Россияне не без греха, но все-таки аккуратнее своих казахстанских коллег. Сок называется соком, а нектар - нектаром на самом видном месте. Исключение - 200-миллилитровые упаковки, где увлеченно «косячат» и те, и другие, да еще из выбранных нами липецкий «Фруктовый сад».

Но больше других потребителя повергает в задумчивость продукция алматинского ТОО «Раимбек Боттлерс». На упаковке, над аппетитным изображением лимона, сладкого перца, огурца и лука, белым по-синему написано «Овощной». И все. Привычно заходим с тыла и обнаруживаем более полное определение продукта – «коктейль овощной». Мило. Но речь-то все-таки идет не о напитке, приготовленном для клиента в кафе, а о товаре, выпуск которого стандартизирован и сертифицирован. В каком ГОСТе легализован коктейль?

 

Что пишут

Знакомство с этикетками - единственный метод контроля качества, доступный потребителю. Вкус и обоняние, конечно, тоже многое могут сказать, но это уж потом - когда за товар будет заплачено. А до выбивания чека в кассе «пробовать» можно только глазами. На этикетке всех продуктов, содержащих разную массовую долю сока, обязательно должны быть данные об их пищевой и энергетической ценности. Если это нектары, необходимо указание о том, какая именно массовая доля сока содержится в них. Везде требуется указывать сведения о добавлении кислот и, особенно, сахара. Этот момент жизненно важен для людей, страдающих такими заболеваниями, как диабет.

Кроме того, что касается соков, на них могут не указываться вода - если они претендуют на название натуральные - и естественные ароматические вещества. Эти ингредиенты могут оставаться в тени, так как в процессе изготовления соков они были сначала извлечены из сырья, а затем возвращены в восстановленный сок. Все остальные добавки должны быть указаны, в частности витамины, а уж тем более искусственные ароматизаторы, красители, улучшители вкуса.

Честно говоря, ни на одной из упаковок соков и нектаров - 10 торговых марок, 15 образцов - ничего подобного не нашлось.

Правда, уже хваленые нами немецкие соки содержат подробнейшую информацию о себе с указанием содержания белков, жиров, балластных веществ, с обязательной пометкой об отсутствии сахара, а также красителей и консервантов. Проблема лишь в том, что вся эта информация на бутылке сока, купленной в супермаркете «Gros» - на чистейшем немецком языке. Нашлепочка с информацией на казахском языке содержит ее раза в три меньше, на русском - отсутствует вообще. Чтобы решить, подходит эксперту «НГ» сок по цене 370 тенге за 0,75 литра, пришлось вооружаться немецко-русским словарем. Кстати, содержимое бутылки на субъективный взгляд автора оказалось превосходным.

 

Ну, за здоровье!

Это был первый аккорд редакционной дегустации. Пробовали соки: «Тонус» (фруктовая смесь с 10 витаминами), «Тонус» (овощная смесь, нектар с 10 витаминами), просто томатный и апельсиновый «Тонус», гранатовый сок «Я», томатный «Фруктовый сад» - все от одного из тройки сокопроизводящих российских монстров ОАО «Лебедянский», который сегодня осуществляет настоящую экспансию на рынок СНГ. Кроме того, соки уже упомянутых казахстанских производителей, перечислим лишь торговые марки:Juicy, «ДаДа», молдавский томатный Vita от АО «Orhei – Vit», уже называемый грейпфрутовый немецкий Neus, венгерский апельсиновый Happi day от Rauch и мягкий яблочный Hipp для детского питания австрийского производства. Дегустировали отдельно также нектары: персиковый Gratio, абрикосовый Goldi, апельсиновые «Солнечный нектар», Pico и Palma – все казахстанские плюс лебедянский апельсиновый «Фруктовый сад». Пробы снимали пять сотрудников редакции, разных пола и возраста.

На вкус и цвет товарищей никогда и не будет, на объективность не претендуем, но из нектаров лучше других был оценен российский и наш Gratio, низшую оценку получили «Солнечный нектар» и Palma. Из соков «среднего класса» однозначно лидировал венгерский, понравилась фруктовая смесь «Тонус».

Пару слов о соках наивысшего качества или premium. В нем себя позиционировало три образца. Вне конкуренции был немецкий грейпфрут, детский яблочный, не очень понравился российский гранатовый, который по оценке дегустаторов был водянистым. И уж совсем не высший класс – молдавский томатный.

 

Зарубки на память

Сейчас, кстати, модно использовать стеклянные графины с крышкой «твист-офф», которые, по выражению маркетологов, дают потребителю эффект эксклюзивности. Ничего подобного. Пока настоящий premium в стекле реально идет из дальнего зарубежья. Кстати, асептическая упаковка tetra-pak вполне способна обеспечить сохранность всех его качеств. А вот стекло сегодня охотно используется теми, кто хочет сэкономить на качестве сырья. В стекло можно разлить сок горячим, прошедшим длительную термообработку, не сберегающую витамины. В tetra-pak - нет.

А вообще, выбирая сок, кроме идеально заполненной этикетки, ориентироваться надо на срок хранения. Лучшие соки те, что могут храниться 9 - 12 месяцев. Трехгодичный срок хранения - не лучшая характеристика для продукта.

Алия ДЖАМАНКУЛОВА

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

УПОИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС
Пить или не пить соки – вот в чем вопрос для людей, исповедующих здоровый образ жизни. Это так современно: вместо начинённого холестерином пирожного угостить себя стаканом натурального сока. Главное – быть уверенным в содержимом стакана.