[an error occurred while processing this directive]
ТУСОВКА АТАКУЕТ
Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ
Известность – дама с причудами. Кого она только не выбирает в свои фавориты! Вот и сейчас, на рубеже уже отошедшего в историю года Петуха и наступившего года Собаки, окрасившей в красный цвет галстуки сильных мира сего, эта дама остаётся экстравагантной. В число десяти самых известных людей России вошёл не кто иной, как Андрей Малахов. Он же оказался и самым рейтинговым телеведущим. И в самом деле: кто не видел хоть какие-то из его передач? Да и парень симпатичный. Чем-то даже напоминает главного героя возрожденного сериала «Не родись красивой». Загорелый, в меру накачанный, с живым лицом.
Так что дело не в Малахове как таковом. Какой он там в быту, кто из-за его любовных виражей готов был расстаться с жизнью – всё это темы для папарацци, которые, подобно глухим, если не расслышат, так выдумают. Судить Малахова как личность - привилегия тех, кому совсем уже нечего делать. Да и мы, телезрители, просто не вправе делать этого – серьёзной информации для таких пересудов нет.
А вот поразмышлять над приемами игры со зрителем мы можем. Ведь играют-то с нами! И игра эта очень уж похожа на кошки-мышки. Суть, конечно, не в конкретных передачах Малахова, а в том, что они, оказавшись флагманами электронных СМИ, воплощают в себе довольно-таки чётко прослеживаемые тенденции.
И «Большая стирка», и «Пять вечеров», и «Пусть говорят» - по сути своей однотипны. Это – буффонада, своеобразное подобие комедии масок, персонажи которой, подобно героям карнавальных гуляний, меняют обличья, а не суть. Причём персонажи здесь – не приглашаемые в телестудию люди, а приёмы организации и ведения «дискуссий».
Так что же это за приемы? Остановимся хотя бы на некоторых. Первый – приготовление на глазах у телезрителей коктейлей из приглашенных персон. Обязательное требование – перемешать в подходящих пропорциях дилетантов, специалистов в обсуждаемой области, людей с громкими именами и эффектными названиями профессий и просто крикунов. В таких коктейлях профи – всё равно, что томатный сок в бокале со спиртным или лёд в стакане с горячительным. Придают окраску или пикантность, но «разогревают»-то не они.
Второй приём – подмена логических и иных аргументов громкоголосьем и напористостью, правило новгородского веча: кто громогласней – тот и прав. Этот приём напоминает старинную русскую забаву – «суд полем» или «суд Божий», на котором исход поединка спорщиков решал, кто прав, а кто нет. Во время таковых судов, известных, кстати, и у других народов, русские и тут проявили самобытность. Когда «своему», демонстрирующему правоту собственным оружием, становилось туго, на поле для поединка вываливала толпа с дрекольем. С противной стороны налетала подобная ей, но уже другая толпа, превращая, по словам иностранца, поединок, призванный выяснить истину, «в зрелище, занятное для зрителей».
Зрелище-шоу и сегодня тут как тут, а вот с первой частью заявленного – «ток», то есть разговором – что-то туговато. Да и кому он особенно нужен, этот разговор, если на наших глазах то кому-то в челюсть заедут, то, как в старинной передаче, соком начнут друг друга поливать. Не соком – так вином, как, следуя известному примеру, поступила крутая тусовщица, дочь известных родителей-демократов, с не менее знаменитой балериной. Впрочем, и это – не ново. В славной Украине уличные бабьи перебранки завершались презрительно гордым подъятием подола и выставленным в сторону противницы седалищем. И, что греха таить, сбиравшиеся на шум-гам зрители как раз и ждали сего кульминационного момента.
Тусовка же на то она и тусовка, чтобы притягивать, приковывать и привораживать – будь то эффектно подставленный зад, стакан, пуд косметики на бесполом лице или что угодно. Превращение же ток-шоу (да ещё каких рейтинговых!) в филиалы тусовок поневоле заставляет задуматься - в кого же нас хотят превратить, если потчуют такими блюдами?
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]