На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 4 (200)
26 января 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Частное мнение
Страна советов
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Автосалон
Качество жизни
Спорт
Hi-Tech
Либидо
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Частное мнение  
[an error occurred while processing this directive]

ВЕРНИТЕ УЧИТЕЛЯ К ЖИЗНИ

 Записки бывшего педагога, который не хочет больше возвращаться в школу

В феврале 1993-го года, спустя 20 лет с начала трудовой деятельности, я был вынужден оставить работу, которую считал делом жизни. Я ушел из школы. Это было время принятия глобальных решений, поскольку на повестке дня стоял вопрос в буквальном смысле о выживании моей семьи. Зарплату в те времена не выдавали по 6-7 месяцев, дети подрастали, а жена тоже была (да и сейчас остается) учительницей. Два педагога в семье тогда равнялось полному ее финансовому банкротству.

Я размышлял год. Было о чём. В школе у меня получалась, скромно говоря, совсем не плохо. От работы с детьми и учителями я получал большое удовлетворение. Ученики успешно сдавали мою математику и поступали в вузы по всему Союзу. Но грянула перестройка, начались проблемы с зарплатой и…

Года три я ещё «болел» школой, особенно, когда видел детей в фартуках, формах, с рюкзаками и ранцами. Тешил себя надеждой, что жизнь наладится, и я вернусь в свою стихию. Не вернулся. Зато теперь, спустя 13 лет, понял, чем реально отличается работа учителя от любой другой. И считаю, что об этом давно пора поговорить вслух.

Кажегалей НУРГАЛЕЕВ, ng@ng.kz

 

Сколько весит «шапка» учителя

Я успел много перепробовать за это время. Был директором телевидения (TV «25 канал»), пока частоту не забрало государство и не закрыло телевидение. Возглавлял рекламное агентство при Костанайском ОТРК. Открывал телеканал «Заман» (сейчас «Казахстан Костанай», вещающий на город Костанай). Был приглашён в ГКП «Горводоканал» заместителем директора и ушёл после смены власти в городе. Сейчас уже полных 6 лет работаю в ТОО «Твой шанс» в качестве заместителя директора. Мне есть, с чем сравнивать. И я говорю абсолютно уверенно: нет работы, тяжелее учительской. Почему?

Большинство работников, с которыми мне приходилось иметь дело на предприятиях и в организациях, в течение года имеют 104 (106 после признания выходным Рождества и первого дня Курбан айта) выходных, 10 праздничных дней и плюс отпуск от 18-ти до 30-ти дней, что всего составляет 132-140 дней в году.

  1. Отдыхают ли учителя как нормальные люди?

У школьного педагога - 52 выходных дня, 10 праздничных и 48 рабочих дней отпуска, что на 20-30 дней в году меньше, чем в любой другой сфере. Заметная разница…. Вот говорю, что у учителей 52 выходных, а сам точно знаю, что в субботу они полностью работают, а в воскресенье уже после обеда учитель садится за стол и готовится к урокам понедельника. То есть фактически из официальных 52-х выходных,он имеет только 26. И это, если нет каких-то массовых мероприятий в классе. Если учитывать всё, то реально разница в количестве дней отдыха между учителями и прочими работающими гражданами близка к двум месяцам в году. Разумеется, не в пользу учителя. И это при такой интенсивной работе, временной и главное психологической нагрузке!

Осознав эту разницу на собственном опыте, в какой-то момент я сказал своим детям: поступайте, куда хотите, только не в педагогический. А работай я и сейчас в школе, скорее всего, такого бы не сказал. Многие учителя на самом деле просто не осознают, в каких условиях они работают. Им попросту не с чем сравнивать, они привыкли.

На самом деле, кое-что зависит от конкретного руководителя. Вот, к примеру, те же морозы. Руководители школ, которые дают возможность отдохнуть учителю в дни, когда уроки отменены, или во время каникул, понимают, что не делают им снисхождения, а отдают лишь часть должного. То, что недодало учителю государство, общество. Но таких понимающих, к сожалению, ещё маловато. Гораздо больше директоров, которые заставляют идти в школу всех учителей в очень морозные дни, в то время когда автобусы нужно ждать по 40-50 минут. Кому это нужно? Детям, учителю, школе? Да ничуть. В принципе, готовиться к урокам, составлять отчётность или делать другую бумажную работу учитель мог бы и дома.

     2. Может ли учитель заболеть как обыкновенный нормальный человек?

С тех пор, как ушел из школы, я иногда болею. Причем делаю это, как все нормальные люди: иду на больничный, не таскаюсь на работу с температурой. То есть, если уж это произошло – лечусь спокойно, понимая: всегда найду возможность решить накопившиеся дела без особого ущерба для организации. Так практически любая организация и устроена. А что было в школе? А в школе любое отсутствие учителя тут же сказывается на усвоении программного материала учащимися. Поскольку для этого материала есть только строго определенное время в учебном году и никакое другое. Заболел – значит, твои ученики отстали. Заболел надолго – отстали безнадёжно. Поэтому учителя, пока ноги держат, идут в школу. Догонять-то все равно придется, пытаясь втолкать в детские головы за один час программу трёх. А это ох как тяжко!

Скажете, для чего тогда существует замена? Вот уж что далеко не всегда возможно в сегодняшней школе. Да и школьники, особенно в естественно-математическом цикле, на замену обычно реагируют плохо, поскольку привыкают к своему учителю и у «временщика» снижают успеваемость. Вот и выходит, что учитель не имеет права болеть, а если уж заболел, то всё равно должен быть в школе. Если, конечно, ещё не умер.

  1. Может ли учитель расслабиться и передохнуть в рабочее время, как любой другой, начиная от чиновника любого ранга и кончая обыкновенным рабочим?

Ограниченный ресурс времени на усвоение той или иной темы и неадекватное, как это часто бывает, содержание материала заставляют учителя детально готовиться к уроку, чтобы эффективно потратить каждую минуту урока. А это очень затратная по силам и времени умственная работа, в том числе и для опытного учителя. Нужно продумать построение урока, подбор комбинации методов и приёмов обучения, материально-техническое, дидактическое обеспечение, в зависимости от запланированных реальных результатов и с учётом подготовки, возрастных и физиологических особенностей учащихся. Извините за явный перебор профессиональных терминов, но это я к тому, что на подготовку урока добросовестный учитель тратит не менее часа и притом чистого времени. Уроков у него три, четыре и даже пять. То есть не менее 36-ти часов чистого времени в неделю. Кто ещё работает столь же интенсивно, без перекуров и передыхов? Я за 32 года трудового стажа такого не встречал. Если вы встречали – подскажите, будет интересно.

Кстати, к времени подготовки и проведения уроков добавьте ещё проверку тетрадей, внеклассную работу с учащимися, посещение родителей, участие в методических объединениях, творческих группах и прочее, и прочее. И знаете, что самое любопытное? У нас все еще водятся при таком распорядке мастера-педагоги высокого класса, которые на подготовку академического часа тратили не один астрономический. Вопреки всему. Такие педагоги и составляют гордость школы, её золотой фонд.

 

Надо ли всего себя отдавать школе?

 Жёсткая привязанность учителя к расписанию, календарному плану, к выполнению стандартов обучения тяжёлым психологическим бременем ложатся на него. В результате педагоги стареют рано. Они устают, теряется память, частенько пожилой учитель уже не имеет ни сил, ни нервов, ни авторитета среди учеников. К сожалению, часто это удел наиболее добросовестных из них. Когда-то блистали, теперь с трудом дорабатывают. Обидно за них до слёз - силы уже отданы, а школу не могут оставить, так как отменили выслугу лет. И теперь им надо тянуть лямку до пенсии. Справедливо ли это?

И теперь обращаюсь к власть предержащим, к парламентариям. Да, были трудности с дефицитом бюджета, но теперь, пожалуйста, верните долг нашим заслуженным ветеранам учительского труда, не ставьте их в смешное положение. Невмоготу на это всё смотреть. В то же время те, кто все годы работы в школе особо не упирался, не отдавал всего себя детям, попросту «халтурил», выглядят хорошо, у них великолепное здоровье, и до пенсии они дойдут легко.

Это и понятно: ведь свой материал я посвящаю профессиональным учителям, а не профессиональным халтурщикам, которые в классах только время проводят, не принося с собой ни знаний, ни духовного воспитательного момента. Меня лично, как бывшего директора школы со стажем, сегодня пугает отток наиболее интересной и способной части педагогов, в том числе молодых. Надо вернуть в школу профессионалов и дать им возможность выполнять своё предназначение, не забывая, что у них есть тоже семьи и свои потребности, которые должны удовлетворяться.

До тех пор, пока государство не поймет, что учитель после ученика - центральная фигура в школе, все проблемы останутся неразрешенными. Создайте для педагога условия работы и условия жизни хотя бы наравне с другими работающими гражданами - и он вернётся, так как любит свою работу. Эта работа для него - жизнь. Верните учителя к жизни!

 

P.S. Человеку стороннему то, о чём я пишу, может показаться просто эмоциональным всплеском. Это не так. И я думаю, мои коллеги-учителя меня поддержат. Ведь если профессионалы не будут поднимать проблемы школы, то сомневаюсь, что их поднимут наши чиновники от образования, особенно в столице, где мало кто из руководителей знает настоящую «кухню» школы. А если проблемы не поднимаются, то они и решаться не будут.

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ВЕРНИТЕ УЧИТЕЛЯ К ЖИЗНИ
В феврале 1993-го года, спустя 20 лет с начала трудовой деятельности, я был вынужден оставить работу, которую считал делом жизни. Я ушел из школы.