На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 2 (198)
12 января 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Неслучайные встречи
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Качество жизни
Рыбацкий клуб
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Тема недели  
[an error occurred while processing this directive]

ДВУХПАЛАТНЫЙ ЮБИЛЕЙ

 В январе 1996-го года в Казахстане начал работу новый, двухпалатный Парламент. Десять лет - самое время подвести итоги работы законодательного органа страны. Накануне празднования юбилея «НГ» спросила мнение костанайских депутатов и экс-депутатов Мажилиса, Сената и Верховного совета РК о достижениях и перспективах парламентаризма в нашей стране. Каждого из них мы попросили ответить на три вопроса:

1. Как вы оцениваете первое десятилетие деятельности Парламента?

2. Какие предвыборные обещания лично Вам удалось реализовать, а какие нет?

3. Каким Вы видите будущее Парламента как ветви власти, в Казахстане?

Владимир Чернышев, народный депутат Верховного Совета Казахской ССР 1990-1991 годов, депутат Верховного Совета РК 1991-1995 годов: «В Казахстане нет Парламента»

1. Во-первых, следует заметить, что парламенты нашего созыва работали в то время, когда страна была парламентской республикой. Парламент был высшим органом в стране, а президент – только исполнителем. С 1995-го года, когда был разогнан Верховный Совет, в Казахстане, можно сказать, вообще нет Парламента.

Нынешний двухпалатный Парламент - это просто голосовательная машина, у которой по Конституции нет никаких прав, нет даже права законодательной инициативы. Даже если депутат разработает законопроект, который предусматривает увеличение бюджетных расходов, то без согласования с правительством этот законопроект не пройдёт.

2. Я обещал в своё время работать над законами, формировать нормальное законодательство. Это мне удалось сделать. Верховный Совет был полномочным органом. Мы могли проверить и президента, и правительство, поставить их в угол и вообще отменить само существование президентской республики. Естественно, это не могло нравиться президенту.

Как только депутаты Контрольной палаты Верховного Совета добрались до материалов по «Казахгейту», это стало одной из причин разгона того Парламента. Мы влезли в нежелательную зону. Как только режим почувствовал, что над ним завис топор, нас тут же разогнали. А ведь мы вышли на конкретные фамилии и суммы краденого. Эти материалы до сих пор хранятся у меня.

3. Парламент должен быть высшим представительным и законодательным органом страны. Казахстан должен стать парламентской республикой. Все зло в этом мире - от президентских республик.

 

Виктор Веснин, депутат Мажилиса Парламента РК первого и второго созывов 1995-2004 годов: «Парламенту нужны профессионалы»

1. Положительное влияние работы профессионального Парламента двух созывов на экономику ощущается очень заметно. Практически Парламент обеспечил выполнение всей массы программ, всех мыслей и чаяний президента, увязывая их законодательно. Все положительное, что у нас есть сейчас, - это заслуга и Парламента в том числе.

2. Реализовать из обещанного мне удалось практически всё. К примеру, то, что Казахстан сейчас сеет практически одну элиту, а качество выращиваемого зерна поднялось до такого уровня, что мы можем конкурировать на международном рынке. В своё время мы на три года приостановили выплату долгов опытных селекционных станций, потом погасили их долги. Это дало возможность им выстоять. В результате сегодня мы имеем семеноводческую и племенную базу, которая позволяет сельскому хозяйству выйти на новую качественную основу.

Законодательство об энергетике также позволило поднять эту отрасль на определённый уровень.

3. Я считаю, что на 60-70% депутатов должны работать на постоянной основе в течение более длительного срока, чем сейчас. Должна быть установлена процедура ротации депутатов, чтобы накопленные ими опыт и знания не терялись с их заменой. Подобный костяк депутатского состава обеспечил бы преемственность работы над выполнением «дальнобойных» политических задач.

Парламенту нужны не преобразования, а профессионалы. Когда депутат «не в теме», он обычно выступает против, либо просто соглашается. Но ведь и выступать против надо умеючи, чтобы свою доказать позицию. Профессионалы смогут работать по законопроектам с правительством. Именно так можно наладить нормальную работу Парламента со всеми остальными ветвями власти.

Каждому овощу, как говорится, своё время. Года через два надо будет подкорректировать систему государственного управления, отдав больше полномочий местным органам управления. Но в то же время систему сдержек и противовесов надо сохранить чёткой.

 

Бексултан Туткушев, депутат Сената Парламента РК с 1995-го года: «Безбрежная демократия – не для нас»

1. Если сегодня в Казахстане создано какое-то правовое поле, то это в том числе и заслуга Парламента. Были в нашей работе и плохие времена. Работать в первые годы было очень тяжело. В стране не было ни денег, ни законов, ни идеологии, а у депутатов – законодательного опыта. Постепенно всё стало налаживаться.

2. Депутаты не связаны с избирателями императивным мандатом. Но, тем не менее, лично я «пробил» компьютерный томограф в областную больницу, шесть искусственных почек, томограф для онкодиспансера, УЗИ-аппараты для больниц Жангельдинского и Амангельдинского районов. То, что я обещал как медик, я выполнил.

Что касается принятия законов, то я участвовал в принятии почти всех законопроектов. Это было работой интересной, захватывающей и иногда очень даже тяжелой. Особенно тяжелыми были 1998 и 1999 годы. Приходилось сокращать расходы и обрубать бюджеты.

Однако желание сделать больше у меня есть всегда, но не всегда для этого есть возможности. Всё, что я могу, стараюсь «процарапать и вытащить».

3. С улучшением экономической обстановки, с появлением нормального законодательного поля Парламент должен выходить на другую орбиту. Парламент надо наделить дополнительными контрольными функциями. Они, в принципе, есть и сегодня, но лишь декларативные, поскольку нет механизма их исполнения. Однако говорить о том, что Парламент как одна из ветвей власти сейчас бесправен и ничего не делает, тоже нельзя.

Конечно, изменения нужны, и они будут. Со временем Парламент будет утверждать министров, сами министерства будут подотчетны Парламенту. Очевидно, грядут изменения в Конституции по увеличению числа депутатов, избираемых по партийным спискам. Сейчас мы уже можем позволить себе такие демократические преобразования прежде всего потому, что улучшилось состояние экономики.

Когда нет нормальной экономики, но есть сплошная демократия, то мы получим Киргизию. Там, где нет демократии абсолютно, получайте Туркменистан. Безбрежная демократия на Украине не решила всех проблем, стоящих перед этой страной. Для нашей страны неприемлема западная или американская модель развития демократии. У Казахстана свой путь к демократии - в постепенности и без скачкообразности. Безбрежной демократии нам не нужно.

 

Нурлан Итемгенов, депутат Мажилиса Парламента РК третьего созыва с 2005-го года: «Может показаться, что депутаты много говорят и ничего не делают»

1. Депутатом Мажилиса я стал недавно. Мне сложно сравнивать работу нынешнего созыва с остальными. Но, на мой взгляд, нынешний состав депутатов очень даже успешно решает поставленные вопросы.

2. Я обещал повысить стипендии студентам. Вы видите сами, что этот вопрос решён. Понижения пенсионного возврата, скорее всего, не будет - этот вопрос несколько раз ставился перед правительством и отклонялся. Вопрос, касающийся выхода на пенсию людей, работающих на вредных производствах, скорее всего, будем рассматривать в 2007-м году. Что кается обещаний, данных конкретно избирателям 48-го округа, по которому я баллотировался, то мне удалось решить ряд проблем по водоснабжению, ремонту дорог. В Качарах остаётся нерешенным вопрос по газификации поселка. С 2007-го года этот проект будет рассматриваться.

3. Если посмотреть на работу Парламента в день пленарного заседания со стороны, то может показаться, что там сидит много депутатов, которые много говорят и ничего не делают. Но к тому времени, когда законопроект выносится на голосование, большинство вопросов уже решается в рабочих группах.

Конечно, Парламенту нужны дополнительные полномочия, контрольные функции. Но я считаю, что Парламент, как законодательная власть, сейчас работает нормально. Законопроекты, инициируемые президентом, рассматриваются и принимаются. Если возникают какие-то вопросы, то их рассматривает и обсуждает согласительная комиссия. Но в то же время контроль над исполнительной властью, согласование кандидатур при назначении министров Парламенту также необходимы. Тогда бы исполнительная ветвь власти более ответственно подходила к решению тех или иных вопросов. Контрольные функции нужны не только депутатам Парламента, но и маслихатам всех уровней.

 

Багила Баймагамбетова, депутат Мажилиса Парламента РК третьего созыва с 2005-го года: «Министрам придётся тяжело»

1. Я считаю, что депутатам нашего созыва очень повезло. Мы работаем в то время, когда в стране отмечаются масштабные республиканские юбилеи, происходят судьбоносные события. Это и десятилетие Конституции, и десятилетие Парламента, выборы президента страны. Мне повезло, что именно сейчас было принято очень много хороших и жизненных законов, внесены, к примеру, изменения в Закон «О социальной защите», увеличены зарплаты, пенсии, пособия матерям, Как раз то, что я своим избирателям обещала. Я не ведала, что это будет решено так быстро.

Важным событием в работе Парламента стало принятие нового гимна. Для нашей страны это огромное событие. Эта песня уже давно напрашивалась стать гимном. Рождество и Курбан-айт стали праздниками. Этого все давно хотели, все об этом говорили, но тихо, пока идею не озвучил президент. Это всё сделано Парламентом. Мне также запомнилось юридическое оформление казахстанско-российской границы. Это работа моего комитета.

2. Из моих планов удалось реализовать повышение заработной платы учителям и врачам. Я сочувственно отношусь к семьям, где есть дети-инвалиды. Им прибавили пособия. Многодетные мамы получали только тысячу тенге, а теперь четыре. Коли я занималась социальной сферой, то я и поднимаю эти вопросы.

После процедуры инаугурации президента я намерена инициировать изменения в закон о банкротстве.

3. Сейчас весьма активно будируются вопросы о необходимости политических изменений. Нужны ли нам политические изменения? Я всё это понимаю. Но пока, я думаю, будет достаточно увеличить количество депутатов, избираемых по партийным спискам, до 50% от общего состава Мажилиса. Думаю, сейчас это уже возможно.

Президент сказал, что надо усилить контрольные функции Парламента. Я с этим предложением полностью согласна. Мы уже сейчас ощущаем эту необходимость. Бюджет, к примеру, мы сейчас формируем, но не можем следить, как он исполняется. Помимо контрольных функций, мы должны утверждать министров. Если мы будем назначать министров, то им придется тяжело. К этому вопросу будем подходить серьёзно.

Руслан ИЛЬЯСОВ

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ДВУХПАЛАТНЫЙ ЮБИЛЕЙ
В январе 1996-го года в Казахстане начал работу новый, двухпалатный Парламент.