На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 1 (197)
6 января 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Операция "Ы"
Частное мнение
Страна советов
36,6 С
ПМЖ
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Автосалон
Качество жизни
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Частное мнение  
[an error occurred while processing this directive]

ВАЛЕНТИНА КОМКОВА: «КОГДА ТЫ ПЕРЕСТАНЕШЬ ВИЛЯТЬ ХВОСТОМ, ТЕБЯ БУДУТ СЧИТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»

Ее до сих пор легко представить учительницей физкультуры. Она веселая, молодая, красивая, стройная, энергичная. В школьном спортзале она бы играла с детьми в любимый баскетбол, показывала им, как результативно можно работать под щитом, и вывела бы их в чемпионы.

Но Валентина Комкова - весёлая, красивая, энергичная и фигуристая - стоит на рынке. Торгует мужской одеждой. Когда надо отойти по делам Конфедерации свободных профсоюзов, где она президент, на ее место заступает кто-то из родных. Комкова - наверно, единственный президент в Республике Казахстан, который зарабатывает себе на жизнь таким  пролетарским способом.

 

 

Графский характер

- Валентина, ну а в школе вы хоть немного преподавали?

- Да, я работала, но недолго. Спорю, что меня помнят в костанайской школе №1. Мы с мужем в областной центр приехали из Ленинского района, жили в Киевском поселке и очень хотели нормальную квартиру. А на дизельном заводе тогда обещали дать жилье в течение трех лет.

- Дали?

- Через девять лет, в 1994-м году. Но совершенно бесплатно и очень хорошую квартиру. Я ее просто обожаю, так люблю возвращаться домой. У нас одна кухня – 12 метров. Красота!

- Вы примерная хозяйка?

- Я просто женщина, любящая всех троих своих мужчин, – двух сыновей и мужа. Что-то успеваю, чего-то – категорически нет, но погоды в доме это не делает.

- А что или кто ее делает? Уж вы-то наверняка в курсе – 24 года в браке.

- Рецептов у меня нет. Но могу признаться, я рано захотела семьи. И всегда знала, что у меня будет один муж – раз и навсегда.

- Из каких же будете, такая цельная натура?

- Девичья фамилия Шувалова. Старый графский род, один из славнейших в России. Может, конечно, они нам и седьмая вода на киселе. Но как-то мы с племянниками смотрели книгу с портретами предполагаемых предков, сходство у наших пацанов с одной сиятельной дамой было прямо налицо.

- Предлагаю считать, что внутренняя свобода, чувство собственного достоинства, твердый «небабский» характер  - графское наследство вам. Согласны?

- Это, наверно, лестно. Но не позволять унижать себя, не потакать хамству, не выполнять тупых, оскорбительных, а уж тем более незаконных приказов – для этого, по-моему, не нужна голубая кровь в жилах. Надо просто чувствовать себя человеком. Я как-то с детства была уверена: нельзя молчать, если не согласен.

 

В ту очередь я не стала

- У вас было счастливое пионерское детство?

- Обычное. Меня маленькой из-за болезней отправляли в детские здравницы в Алупку, Молдавию, Одессу. Там я научилась быть самостоятельной и активной. В школе потом слыла очень спортивной, пионервожатой выбирали, хотя с дисциплиной у меня было не очень. Но это скорее от избытка темперамента. Жизнь потом все время направляла его в нужное русло жесткой рукой. У нас рано умер папа, в семье шестеро детей, а у мамы пенсия – 73 рубля. Мы жили на отделении совхоза «Чапаевский». И вот мы с младшей сестрой Татьяной решили сами себя приодеть к школе – я должна была идти в десятый – и нанялись пастухами в общественное стадо.

- Девчонкам доверили скотину?

- Доверили, хотя должна признаться – риск был. Вставали рано, по холодку еще ничего, а на солнышке разморишься, слезешь с лошади – и спишь. Очнешься – ни коров, ни коня… Но справились. Съездили потом в Курган и купили себе все – от форменного платья до туфель.

- Так вы и верхом умеете?

- Я много чего умею. Особенно твердо запоминаются уроки мастерства, которые по нужде зубришь. В 1997-м меня, как и многих, сократили с дизельного. Я три месяца безрезультатно стояла в очереди в бюро по трудоустройству. И поняла, что следующая очередь, в которую я перемещусь, – к мусорным бачкам. А у меня была машинка «Нева-5», я вязала шапочки, гамаши, продавала все это, даже в Звериноголовку ездила со своим товаром. Мы не голодали, конечно, муж работал водителем, но в доме изо дня в день были только борщ и чай с сахаром. И тут «посчастливилось» получить долги по зарплате, собралась дома энная сумма, и родственники, которые уже стояли на базаре, сказали: «Присоединяйся».

 

Испытано на себе

- Вы и сейчас стоите на «Дархане», Валентина? Как складывается ваш рабочий день?

- Подъезжаю к 10 утра. При нынешней покупательной способности людей – в самый раз. Были времена – имело смысл являться раньше. Сейчас – нет. Стою до 6 вечера. Приезжаю домой, ложусь на диван, укрываюсь пледом. Когда мои мужчины дома, приносят мне горячего чаю. Даже если сильно перемерзла, сразу в ванну нельзя. Оттаивать надо потихоньку. Испытано на себе, как вы пишете.

- Ну, с 10 до 6 – просто 8-часовой рабочий день получается. Недаром о торговой деятельности ваших коллег говорят прямо как о полноценной отрасли экономики.

- Ну да, еще добавляют: да вы попробуйте торговцев на другую работу настроить, не захотят, им там нравится, они не бедные. Граждане, окиньте взглядом окрестности. Кто сегодня в областном центре особняки строит? Сплошь «бедные» бюджетники-госслужащие. Кто может позволить себе прикупить «лексус» или «доджик»? Опять госслужащий, а не «богатей» из базарных рядов.  Экономика, говорите, у нас на «Дархане»? Так относиться нужно к проблемам людей, которые эту экономику делают, по-государственному. У нас же власти озабочены больше всего тем, чтобы вид торговых рядов не безобразил внешний облик города. А касательно человеческого фактора эпизодические споры могут возникать лишь о том – вы вслушайтесь! – актировать день торгующим, когда на улице -25, или все-таки, когда -30. Вот недавно чествовали нашу футбольную команду. Как всегда, грандиозный праздник. Но почему никто и никогда не пришел на рынок и не поблагодарил за «серебро» и «золото» «Тобола» замерзающих за прилавками женщин. Это ведь их горбом делаются деньги для нашего дорогого футбола.

- Валентина, даже со стороны видно - на рынке стало заметно больше молодежи. Может, действительно нравится торговать?

- А вы спросите их, не стесняйтесь. У меня сын старший периодически встает за прилавок, вузовский диплом отложен до лучших времен. Нет работы по специальности. А вообще процессы, происходящие в рыночной среде, надо постоянно отслеживать, анализировать. В 2000 году, как только образовались  свободные профсоюзы на рынке «Дархан», мы собрали уникальные данные: сколько человек работает на базаре, возраст, профессии, ожидания, уровень притязаний, как выразились бы сейчас. А мы тогда просто выясняли, какие проблемы больше всего волнуют людей. Кроме нас, этого не делал никто. И не делает. А вы говорите – экономика.

 

Пусть лучше мир прогнется под нас

- Вы рассчитывали на диалог с властью?

- Конечно. Но поначалу мы просто защищали свою возможность зарабатывать на кусок хлеба. «Дархан» начинался с торговли прямо на земле. Его решили прикрыть, и люди предприняли марш отчаяния. Помню, идут в направлении городского акимата женщины в норковых шапках и растоптанных валенках с калошами. Апрель тогда был. В тот раз базарную стихию город облагородил, подняв товар с тротуаров на прилавки. А четыре годя спустя, в 2000-м, базар решили ликвидировать вовсе. Уже и технику пригнали. Но противостояние завершилось нашей чистой победой. Мы доказали, что если мы едины, опираемся на закон и выдвигаем справедливые требования – можем отстоять свои права. На волне этого понимания и родилась потом конфедерация.

- С тех пор прошло 5 лет? Что изменилось? Диалог состоялся? Не сказать, что ваше вхождение в трехстороннюю комиссию по социальному партнерству выглядело актом доброй воли, но вы в ее составе. Как работается?

- Приходите на очередное заседание, прессу ведь обязаны приглашать на мероприятия такой значимости, там все и услышите. Хотя я считаю, что закон о социальном партнерстве не выполняется. Что касается диалога с властью, то мы к нему всегда готовы. Моя встреча  1 сентября с акимом  области дала надежду, что и он – как главный представитель президента в регионе – к диалогу тоже готов. Однако ничего не вышло. Я полагала, что наш первый руководитель может просто не разглядеть проблем целой армии работающих на рынке. Написала письмо. Пришла казенная отписка, а ответа по существу нет до сих пор. 

- Ну, вам вообще-то не только на эти, но и на все предполагаемые вопросы ответили. Пятью сутками ареста. Испугались?

- Не буду кривить душой – это было очень болезненно. И страшно – потому что незаконно от начала до конца. Вот вы спрашивали, что у нас сегодня изменилось. Власть презирает закон. Заметьте, моим задержанием командовал не полицейский, а заместитель акима города. В каком законе прописаны эти его полномочия? Мелочь, но очень показательная. Испугалась ли я? Акимы приходят и уходят, мы остаемся. Я людям все время стараюсь объяснить, если каждый научится последовательно отстаивать свои права, «варяги» прогнутся под нас. Я родилась под знаком Весов в год Быка, как всякая женщина люблю шарить в лабиринтах гороскопов. Что значит мой зодиакальный код? Как Весы я стремлюсь во всем к гармонии, хочу обсуждать проблемы, взвешивать их, хочу, например, открытой дискуссии о роли профсоюзов сегодня. Но если уж я выбрала цель, меня не сдвинуть и не остановить. Бык, что поделаешь.

 

Ради себя 

- В этом году, в мае, у вас должна быть конференция. А сколько народу входит сегодня в свободные профсоюзы?

- 1374 человека, но это не последние данные. Сейчас я даже не знаю – с нами ли свободный профсоюз работников образования «Выбор», был такой же в сельском хозяйстве.

- Куда делись?

- На одних давили, «советовали» отойти от Комковой. Другие решили свои проблемы и притихли. Но эти мои слова – им не в укор. Они сами вольны выбирать, нужны или не нужны им независимые профсоюзы.

- Вам не обидно?

- Есть немного. Но может, это такая болезнь роста – пользоваться конфедерацией, как тараном для разового решения своих самых запутанных проблем. Мы работаем, добиваемся личных приемов и встреч, пишем претензии. А мне потом, пряча глаза, люди объясняют, что, допустим, аким или директор ТОО обещал помочь, но поставил условие «впредь не обращаться к Комковой».

- Тогда ради чего все, что вы делаете?

- Да в первую очередь ради себя. Ради внучки, которой жить в этой стране. Тут все америки открыты – смалодушничал единожды, тебя непременно «нагнут» еще не раз. И принцип достойного выживания давно известен – не виляй хвостом, и тебя будут считать человеком.

- По каким поводам к вам обращались в последнее время?

- Учителя, жаловались, что с них собирают деньги в один очень уважаемый в Костанае благотворительный фонд.

- В газету тоже звонили, и все, как один анонимно. Что с этим делать, как вы думаете, Валентина?

- Я могла бы повторить, что люди должны в конце концов сделать выбор. Хотя на самом деле его нет. Еще Вольтер сказал: « Кто выбирает между хлебом и свободой  хлеб, рискует потерять и то, и другое».

Галина КАТКОВА

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ВАЛЕНТИНА КОМКОВА: «КОГДА ТЫ ПЕРЕСТАНЕШЬ ВИЛЯТЬ ХВОСТОМ, ТЕБЯ БУДУТ СЧИТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»
Ее до сих пор легко представить учительницей физкультуры. Она веселая, молодая, красивая, стройная, энергичная. В школьном спортзале она бы играла с детьми в любимый баскетбол, показывала им, как результативно можно работать под щитом, и вывела бы их в чемпионы.