На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 51 (195)
22 декабря 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Политика KZ
Страна и мир
Операция "Ы"
Линия судьбы
36,6 С
ПМЖ
Квартирный вопрос
Арт-обстрел
Хранить вечно
Автосалон
Качество жизни
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Операция "Ы"  
[an error occurred while processing this directive]

БЕЙ, ЖОРА, КОММИВОЯЖЕРА!

В канун Нового года, когда все усиленно покупают подарки, «НГ» интересуется: ни слишком ли доверчивы костанайцы. Проверили. Оказалось – слишком.

К вам домой уже приходили люди, готовые сначала немного поговорить, потом объяснить особенности товара, а затем и продать единицу-другую по очень сходной, прямо-таки смешной цене?
Если да, то вы уже в курсе, что совершенно уникальный угольный фильтр по специальной цене производителя продается в соседнем магазинчике со всеми мыслимыми накрутками в полтора раза дешевле. А реальная цена невероятной расчески, купленной вами у забредшего коммивояжера и полученной от него же «в подарок» мыльницы в супермаркете за углом в два раза меньше той суммы, которую вы так охотно отдали в погоне за дешевизной. Девушки и юноши, мужчины и женщины, старики и старушки норовят впарить на дому все – от булавки до японского фена – таким подвешенным языком, что диву даешься ораторскому искусству. И хотя основная масса относится к этим одушевленным приметам неразвитого капитализма с недоверием, «НГ» удалось выяснить, что не менее 10% жителей центра Костаная, не говоря уже об окраинах или сельчанах, клюют на уловки. Количество доверчивых костанайцев корреспонденты «НГ» подсчитывали самостоятельно, став на один день представителями казахстанско-французско-канадской фирмы «Obmani».

 

«Obmani» с сюрпризом

Способ завлечения жителей домов по улице Майлина мы избрали достаточно простой и заманчивый. Купили на Складской сувенирных собачек по 50 тенге штука, а норовили продать символы наступающего года за 100 тенге. Стопроцентная прибыль – не заманчиво ли? В качестве бесплатного сыра было обещано, что каждый, купивший пластмассовый кич, автоматически становится участником беспроигрышной лотереи. В лотерее, толковали мы народу, будет разыграно 5 000 призов - от стакана до автомобиля. Вещи, вернее их фото, костанайцам тоже охотно демонстрировали. В толстенном глянцевом каталоге «Квелли» за… 1995-й год.

В том, что торговцы из нас никудышные, мы убедились очень быстро. Ноги устали, пальцы, нажимающие на звонки, занемели. Голоса, трубящие о страстном желании облагодетельствовать ближнего жутко крякающей пластмассой на батарейках и лучезарными перспективами, огрубели.

Тем не менее, без малого за половину рабочего дня нам удалось обойти 260 квартир. Несмотря на выходной, примерно в 50-ти хозяев застать не удалось. Еще в 180-ти нам с разной степенью вежливости и на весьма различном лексическом уровне объяснили, что жильцы не желают общаться со всякими подозрительными типами.

Первой реальной клиенткой стала пенсионерка Маргарита Ивановна. Добросовестно выслушав нашу пламенную речь об «уникальности» лающей пластмасски, ее заряженности на удачу, прямых поставках из Гонконга, женщина вопреки нашему ожиданию не хлопнула дверью, а охотно вступила в разговор. Ей явно понравился и каталог, и перспектива стать участницей лотереи, и, главное, - несчастная псинка. Похоже, пенсионерка просто соскучилась в четырех стенах.

 - С радостью приобрела бы вашу игрушку, - вздохнула она наконец, - но вот пенсию ещё не приносили. Извините, девочки!

И тут не выдержали мы. Вручили бабуле и собачку, и открытку, и поздравление со всеми новогодними праздниками в придачу. Маргарита Ивановна ахнула и замахала руками, будто мы ей не фирменную открытку и грошовый сувенир принесли, а упитанный конверт с круглой суммой.

- Я за так не хочу. Стыдно это, - заявила наша первая клиентка.

Кое-как уговорили её. Такую бы стыдливость не пенсионерке, копейки считающей, а кому повыше.

 

Не думай, что ты здесь самый умный…

…Этот клиент выглядел с первого взгляда просто золотой жилой. Нетрезвый мужик в хлопчатобумажном трико, которое, казалось бы, кануло в Лету вместе с приходом дикого рынка, был настроен покупать. Причём всё равно что: нас, красных, мрачных и уставших, наши сетки с сувенирами или весь мир. Бормоча что-то типа: «Ща, девчата, всё будет путем», - он выгреб из своих пузырястых штанцов мятую скрутку пятисоток. Мы напряглись, чтобы вовремя сыграть отбой и донести до невнятного сознания, что журналисты денег не берут, но… не успели.

- Жорик, ты что, спятил?! Гони ты эту шваль, - на пороге нарисовалась также не очень трезвая дама.

Жорик встрепенулся и очередное «Ща, девчата…» завершил классически: «…в лоб дам». Дожидаться мы не стали. И удалились, славя женский разум, всегда способный обуздать мужскую фантазию.

Дальше последовал целый ряд потенциальных покупателей, которые вежливо выслушивали и вежливо отказывались, вызывая у нас смешанное чувство досады и гордости. Гордости за то, что народ, несмотря на наши ожидания, всё-таки не теряет голову от обманчивой халявы. Досады – поскольку уже вжились в роль. Желали выполнить задание и, пусть гипотетически, но заработать.

Реакция, которая нас потрясла больше всего:

- А мы уже купили точно таких же собачек, - заявила в ответ на предложение молодая девушка.

Возмущённые недобросовестной конкуренцией, да и вообще возможной подделкой «заряженных» на все доброе и светлое собачонок, мы искренне поинтересовались –где и почём брали?

- Да в «Экспрессе» по 150 тенге.

Вот это да! Пока мы пытаемся открыть Америку, накручивая на копеечный товар 100%, кто-то без шума и пыли крутит 200%! Будьте бдительны, граждане!

 

Потенциальные жертвы

Следующей покупательницей стала девушка Оксана с пятого этажа.

- Только у меня деньги крупные. Сдачу точно дадите? - на минуту заколебалась она. И после наших заверений появилась на пороге с двухтысячной бумажкой. Тут-то мы и раскрылись.

- Предновогодний розыгрыш от «Нашей Газеты»! Пожалуйста, возьмите сувенир, вот наша фирменная открытка. Читайте «НГ» и никогда не попадайтесь ни на какой обман! - вручали мы ошарашенной Оксане подарки.

- Ну, девчонки, вы даете! - смутилась она. - А я поверила, специально за деньгами пошла…

Одно мы поняли точно. Народ становится особо доверчивым и охотно «клюет», когда он в стае.

У подъезда уже дожидалась «толпа клиентов». Четыре бабульки, давно заприметившие нас, шастающими от подъезда к подъезду, решили-таки обратиться:

- А что это вы распространяете? Выложив суть дела, мы стали уговаривать «подарить внукам удачливые брелоки». Через минуту самая активная пенсионерка не только решила поучаствовать в «беспроигрышной лотерее» сама, но и стала подбивать подруг на покупки. Бабульки поторговались. Мы слегка сбросили… И крупная партия четвероногих немедленно была расхватана.

- Ну, «Наша Газета», вы и молодцы! - просияла Нина Андреевна, узнав, что платить не надо ни за что.

А когда эмоции поутихли, кто-то из пенсионерок, взволнованных неожиданным сюрпризом, поинтересовался:

- А куда приходить-то, дочки?

Минут десять понадобилось, чтобы убедить бабулек, что никуда приходить не надо.

Еще парочка жителей из соседнего дома хватала собак, даже не задумываясь. Насмешила Кумысай.

- Ой, значит, я – добрый человек, - выпалила она, узнав, что это розыгрыш от «НГ», - а могла ведь отказаться. И не только без брелока оказаться, но и вашу открытку не получить!

 

Вместо выводов

В редакцию мы вернулись довольные, уставшие и «пустые». Примечательно, что ни один из «клиентов» не обратил внимания ни на дату выпуска каталога, ни на говорящее название фирмы «Obmani». А с такой накруткой, продавая сувениры в действительности, мы с лихвой оправдали бы все затраты и в накладе не остались.

Особый респект и наилучшие пожелания тем, кто так и не пустил коммивояжёров на порог. Это, пожалуй, лучший способ не попасть впросак.

 

По данным пресс-службы ДВД Костанайской области, за 11 месяцев 2005 года в Костанайской области зарегистрировано 402 мошенничества, 222 из которых раскрыто.

За тот же период 2004 года было зарегистрировано 302 мошенничества. Раскрыть удалось 207.

260 из 402 мошенничеств совершены в Костанае

 

Полосу подготовили Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz, Ксения БАРАБАНОВА, barabanova@ng.kz, Игорь ПРАВЩИКОВ, pravchikov@ng.kz

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

БЕЙ, ЖОРА, КОММИВОЯЖЕРА!
В канун Нового года, когда все усиленно покупают подарки, «НГ» интересуется: ни слишком ли доверчивы костанайцы. Проверили. Оказалось – слишком.