На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 50 (194)
15 декабря 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Страна советов
Линия судьбы
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Качество жизни
Рыбацкий клуб
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Спецназ  
[an error occurred while processing this directive]

КАПИТАЛЬНЫЙ ЗАТОР

Костанай – город лишних людей. Жителей теснят автомобили. Они везде. Днем и ночью. Тротуары, детские площадки, территории вокруг магазинов и офисов превращены в стихийные парковки. Улицы запружены авто так, что, стоя в «пробке» областного центра с 200 тысячами населения, ощущаешь себя прямо-таки в мегаполисе. В наступающем году ситуацию всерьез «разрулить» не удастся.

Ксения БАРАБАНОВА, barabanova@ng.kz
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Игорь ПРАВЩИКОВ, ng@ng

Ни проехать, ни пройти

Пишем с натуры. Микрорайон КСК. По воскресеньям у дома возле магазина «Мереке» разворачивается одна и та же мизансцена. Машина, собирающая мусор из контейнеров, стоит перед стеной легковушек, закрывших проезд. Минут 20 водитель мусоровоза негодующе сигналит, потом разворачивается и уезжает. Автовладельцы, уютно пристроившие своих железных коней считай что в домашних спальнях, всегда безмолвствуют. Никто не хочет спускаться во двор, отгонять свою «тачку», все надеются - может кто-нибудь другой...

Улица Баймагамбетова. Выдвинувшееся до тротуара здание, где помещаются швейное ателье и парочка магазинов, удобно ограничило собой с одной стороны самостийную парковку. Прямо под дверью салона «Чародеюшка» теснятся машины желающих навести красоту, к ним примыкает транспорт имеющих отношение к делам фирмы «Музбель». Выползание из этого «аппендицита» громоздких «джипов» выглядит просто аттракционом. Небезопасным для затесавшихся между боками машин пешеходов.

Жители дома №50 по улице Толстого закрыли натянутой проволокой въезд в свой двор, в который со стороны «ЦУМа» врезалась автостоянка, с другой его подпирает парковка для служащих и клиентов супермаркета «Gros». На парковке в будний день в 11 часов дня стоит 30 машин, вечером их бывает в полтора раза больше. Пеший, пытаясь подойти к магазину с той же улицы Толстого, попадает в автомобильную мешанину: одни сдают назад, другие поворачивают, все сигналят, туманят обзор выхлопами. Самодеятельный шлагбаум в этой ситуации выглядит единственным радикальным средством для обуздания стихии, которую никакие правила дорожного движения загнать в берега неспособны.

Пикник на обочине

В большую стихийную парковку запросто превращается и проезжая часть городских улиц. К примеру, выруливать из проулка, где располагаются ТОО «Твой Шанс» и здание областного управления статистики, весьма затруднительно. Кстати, площадки у местных магазинов тоже постоянно утыканы машинами без постоянного места жительства здесь – даже транспорт, работающий на таксофирму. А улица Майлина, в описываемых окрестностях, практически весь день заставлена автомобилями вдоль обочин с обеих сторон. Дорога с двухрядным движением становится настолько узкой, что по ней едва удается пробраться в одну сторону. Ложится снег, и ситуация лишь усугубляется. Ругая сугробы на обочинах, водители еще дальше выдвинут машины на проезжую часть, между прочим, мешая снегоуборочной технике даже подъехать к тротуарам. Чем ближе к центру Костаная, тем проблема острее. По большей части, где нужда застала, там и паркуются авто хозяев и клиентов многочисленных кафе, служащих офисов.

За редким исключением, даже немаленькие «конторы» не имеют достаточно вместительных парковок. Места на них не хватает собственным служащим. За примерами тоже далеко ходить не надо. Вот так называемый офисный центр по Тарана, 83, парковка перед ним способна приютить 10-12 машин. Остальные устраиваются на стоянку во дворе рядом стоящего дома, порой там скапливается до 30 авто. В здании бывшего геологоуправления по Аль-Фараби тоже давным-давно арендуют помещения десятки разнообразных структур. Собственной парковки нет вообще, равно как и у Шахматного клуба и Пресс-клуба. И здесь двор становится продолжением улицы.

ДТП во дворе

По словам Кайрата Ордабаева, и.о. начальника отделения дорожной полиции по Костанаю, чаще всего горожане жалуются на автомобилистов, которые располагают свои машины прямо на детских площадках. Но «схватки» за территорию - это, как говорится, полбеды.

Шестилетний Святослав А. больше месяца на больничной койке. Ребёнок просто стоял возле подъезда и держался за железный поручень, когда на него налетел «пирожковоз». Врачи говорят, что мальчика спас бордюр, на который наткнулась машина, но удар всё равно был сильным. Медики обнаружили у ребенка забрюшинную гематому, прооперировали, удалив из полости гной. На основании всего этого они считают, что скорость авто была более чем приличной.

К сожалению, какой точно, дорожные полицейские до сих пор не сообщили родителям. Женис Бакараев, начальник отделения расследования управления дознания посоветовал «НГ» отправить по этому поводу письменный запрос. Ответ в таком духе газете понятен, но почему информацию скрывают от родителей, к тому же если вывод дорожной полиции уже имеется – вины водителя нет.

Вопрос о скорости передвижения во дворах – принципиальный. Как раз потому, что наша массовая жилая застройка не рассчитана на нынешней автомобильный бум. Еще в 2004-м году правительство внесло в пункт 10.2 правил дорожного движения изменения. Они разрешали движение в жилых зонах и дворовых территориях со скоростью не более 20 км/час. А полтора года назад появился новый дорожный знак, требующий от водителей снижать скорость до тех же 20 км/час уже на подъезде ко двору. Называется знак «жилая зона» – на синем прямоугольнике изображено высотное здание и бегущие дети. По словам Ордабаева, пока он устанавливается по заявкам ПКСК и просьбам жителей. Всего за полтора года в Костанае таких знаков появилось 18.

А, например, в Германии, как сообщила «НГ» бывшая коллега Ирина Гуляева, детские площадки строятся вкруговую внутри дворов. И туда вообще нет доступа машинам. А если и есть, то стоит знак – «зона с повышенным вниманием». На нем нарисованы дети с мячом, и движение здесь должно быть 4-7 км/час!

Кто виноват?

Что о городском автомобильном беспределе говорит дорожная полиция? Ведь одна только парковка на тротуаре, которая относится к числу «прочих нарушений», карается суммой в 0,5-1 МРП. С учетом количества нарушений озолотить можно казну. Что уж говорить о базарных автомобильных тусовках. В выходные дни, что на Центральном, что на Наримановке, что на Складской просто не протолкнуться. О соблюдении дорожных знаков вопрос не стоит. Прямо под запрещающим стоянку и остановку всегда стоят авто. Но полицейские к ситуации относятся очень дипломатично. Признают, что инфраструктура областного центра сейчас не способна обеспечить автовладельцам оптимальные условия движения и стоянки. По статистике, сегодня в Костанае 41 725 легковых авто. Ежегодно их становится больше в среднем на 5 000.

Получается, по большому счету, водителей и винить нельзя за то, что они не там поставили машину. Если у магазина нет парковки, то куда прикажете деваться? И кого за это нужно штрафовать – водителя, владельца торговой точки?..

Дорожные полицейские кивают на архитектуру, которая разрешает строить здания без парковочных мест. Архитектура, в лице главного градостроителя Абая Юнусова, ссылается на закон, в котором не прописано, чтобы каждое мелкое учреждение-заведение имело парковку. Спорить абсурдно. И с тем, что несколько десятилетий назад, когда был в основном сформирован архитектурный облик областного центра, трудно было предвидеть такой автомобильный бум - тоже.

Что делать?

Но, похоже, что проблема с загруженностью основных магистралей и дефицитом парковочных мест встала настолько остро, что городские власти решили начать реагировать. Уже почти месяц, как владельцам частных магазинов запрещено выносить входные группы к проезжей части более чем на 6 метров.

- У нас нет генерального плана застройки города, - сообщил «НГ» Абай Юнусов, - он будет утверждён только в 2007-м году. Архитектура пока предвидит тенденции. Мы сейчас, можно сказать, перестраховываемся, чтобы подойти к новому генплану в более разгруженном состоянии. Каждый год количество автотранспорта в городе увеличивается на 10%, это затрудняет движение. К примеру, проспект Абая уже исчерпал свой лимит по выносу входных групп. Наш запрет улицы не расширит. Как решать проблемы с увеличением их пропускной способности, будет думать целый институт.

2007-й год – это, конечно, не очень далеко. Но с таким темпом прироста количества автотранспорта, считает Кайрат Ордабаев, кое-как можно потерпеть ещё год:

- А потом на улицах будет создаваться «капитальный затор». Только за девять месяцев этого года в городе появилось 5 000 новых машин – столько же, сколько за весь прошлый год.

В отличие от архитектуры, дорожные полицейские предлагают определённый выход из ситуации уже сегодня – надо равномерно распределить автомобильный поток по всем дорогам города. Для начала капитально отремонтировать улицы Каирбекова и Маяковского, что уменьшит поток машин на самых загруженных магистралях города – Баймагамбетова и Абая. Ещё на одну инициативу полиции – расширить улицы Волынова и Ворошилова, сделать там дороги с двусторонним движением – в прошлом году ответа не было. Кайрат Ордабаев говорит, что выступят с ней еще раз.

Само собой, проблем с дефицитом офисных, например, парковок это не решит. Мы подсчитали, человеку, который с утра выезжает на работу на собственном авто и на нём же возвращается, в течение дня могут понадобиться 3, а то и 4 парковочных места. Может, с обзаведением новым генпланом мы дозреем и до европейского решения проблемы – подземных паркингов, которые там строятся практически в каждом современном офисном центре. В Париже, где очень ценят целостность исторического облика, в бизнес-зданиях имеется по четыре-пять подземных этажей, используемых под парковки. Опыт не так далек, как кажется. В Астане, в современных многоэтажках, также практикуются внутридомовые паркинги. Есть они и в южной столице.

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

КАПИТАЛЬНЫЙ ЗАТОР
Костанай – город лишних людей. Жителей теснят автомобили. Они везде. Днем и ночью. Тротуары, детские площадки, территории вокруг магазинов и офисов превращены в стихийные парковки