[an error occurred while processing this directive]
ЗАЧЕМ КАЗАХСТАНУ 50-Е МЕСТО В МИРЕ?
Кандидат Нурсултан Назарбаев собственной избирательной кампании, как известно, не ведёт, объявив, что за действующего Президента должны агитировать его дела. И не только за первый (15-летний) срок, но и планы на будущее. Так, недавно глава государства заявил, что в самые ближайшие годы Казахстан должен войти в число 50-ти самых конкурентоспособных государств мира.
Услышав такое, я (как избиратель, которому тоже предстоит определиться со своими предпочтениями), честно говоря, задумался.
Смутило меня вот что: я попытался сообразить, какой именно из производимых казахстанскими предприятиями товаров конкурентоспособен с импортными аналогами. И, знаете ли, ничего такого не сообразил…
Нет, конечно, картошка-морковка, например, или свежие молоко-мясо имеют преимущество перед китайскими или турецкими. Потому что в такую даль подобные товары экспортировать никто и не станет. Но вот если взять менее скоропортящиеся продукты, а тем более одежду, обувь, лекарства и прочий «ширпотреб», то как раз отечественное здесь – вне конкуренции. В том смысле, что ничего отечественного на нашем рынке и не сыщешь вовсе.
Вообще же, если подходить по науке, то понятие конкурентоспособности – это не некое абстрактное или субъективное понятие, а вполне конкретный комплексный показатель, за разработку которого американец Майкл Портер, профессор из Гарварда, даже получил Нобелевскую премию. Однако это мы здесь вспомнили не к тому, чтобы «грузить» читателя тонкостями теории экономической конкуренции, а лишь потому, что означенный профессор – частый гость Казахстана и исполнитель крупных научных заказов правительства.
Но наука – наукой, а практика такова, что по способности наших товаропроизводителей выигрывать конкуренцию с теми, кто поставляет товары из-за границы, мы уже явно даже не в первой «полусотне», а не менее чем в «тридцатке», «двадцатке», а, может, быть, даже и в первом десятке.
Но только, к сожалению, с другого конца. Поскольку вряд ли в мире найдется более полутора-двух десятков других государств, столь зависимых от импорта продовольствия, предметов бытового потребления, а также машин, механизмов и промышленного оборудования.
Зато вот в чём мы действительно конкурентоспособны, так это в продаже своего сырья за границу. Всё, что выкапываем-выкачиваем из-под земли, спекаем в окатыши или переплавляем в сырой металл – «влёт» уходит на мировом рынке. И на такую нашу «конкурентоспособность» совершенно не влияет реальная эффективность собственно производства, его технологическая оснащенность, фактические трудозатраты и уровень оплаты труда…
Так пожелаем же самим себе, чтобы подлинной конкурентоспособностью национальной экономики новое правительство всерьёз озаботилось бы сразу после президентских выборов!
Пётр СВОИК, Алматы, специально для «НГ»
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]