На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 47 (191)
24 ноября 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Право на выбор
Забойный отдел
Наш бизнес
История успеха
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Автосалон
Качество жизни
Праздник ожидания праздника
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

История успеха  
[an error occurred while processing this directive]

ЕНДЕР ДОГАН: «ГЛАВНОЕ – НИКОГДА НЕ ДАВАТЬ ПЕРЕВОДА»

В кабинете Ендера Догана красуются чучела двух птиц – подарки родителей учеников. Один из экспонатов стоит на шкафу, гордо расправив крылья, другой хищно приглядывается к посетителям с рабочего стола. Но для господина Догана важнее третья птица, которая красуется на эмблеме лицея. Называется она кегурджин (белый голубь) и символизирует дружбу между Казахстаном и Турцией.

Наш разговор с директором самого закрытого и самого привилегированного учебного заведения Костанайской области шел один на один, без присутствия переводчика. Ендер достаточно хорошо говорит на русском. Вдобавок к его родному турецкому,  отличному английскому и весьма приличному казахскому.

Если язык – инструмент, его легче осваивать

- Ендер, вы знали, что станете учителем?

- Не знал. После окончания лицея я поступил в Ближневосточный технический университет в Анкаре на специальность «математика». Это государственный вуз, основанный американцами. Обучение там велось только на английском языке. В Турции только два подобных государственных вуза. После получения диплома мне предложили работу в системе казахско-турецких лицеев…

- …работающих по той же системе. Почему вы не стали поступать в вуз, где обучение идет на турецком?

- Студенты, которые заканчивают обучение в институтах и университетах на турецком языке, знают больше, чем те, кто выходит из стен англоязычных вузов. Но те, кто обучался на английском, лучше готовы к пониманию окружающего мира. Они уже думают на другом языке, что очень важно, допустим, в бизнесе.

- Видимо, учитель в Турции не совсем то же самое, что учитель в Казахстане. Сколько, к примеру, получает педагог у вас на родине?

- В переводе на казахстанские деньги 70 000 -100 000 тенге в месяц. В частных школах эта цифра может достигать 200 000.

- А где в Турции лучше знания дают: в государственных или частных учебных заведениях?

- У частных школ и лицеев возможностей больше. Там преподают много социальных предметов, которые делают человека образованней в культурном отношении. В частных учебных заведениях есть такие предметы, как музыка, театр, углубленное изучение английского языка.

Два месяца на адаптацию

- В принципе, в Казахстане вы внедряете ту же систему образования,  в которой обучали вас. Но основы здесь другие. К вам в лицей приходят дети, имеющие знания и психологию учащихся обычной казахстанской средней школы. С какими проблемами вы сталкиваетесь,  когда начинаете учить их по своей методике?

- Основная проблема, которая была, есть и, наверное, будет, – необходимость жить в общежитии. А это значит - вставать по утрам в определенное время, идти на завтрак вместе со всеми… Все находятся на виду у всех. Поэтому мы приучаем в первую очередь детей к уважению ближнего. Даже если человек не нравится тебе, ты должен смириться с тем, что он живет рядом с тобой. Это сложно. В среднем на адаптацию уходит около двух месяцев. Мне как-то после каникул родители рассказывали, что их сыновья стали более дисциплинированными, начали помогать в работе по дому и чаще разговаривать с родственниками.

- А есть такие, кому приспособиться оказалось невозможно? Много ли отсеивается учеников после набора?

- Нет, уходят единицы. У нас очень строгая система отбора. Мы проводим вначале двухэтапное тестирование. На первом проверяем способности по логике и математике, на втором – кандидаты в течение недели сдают экзамены по четырем предметам, живут они при этом в общежитии. В прошлом году желающих попасть к нам было около 600 человек, мы отобрали 50. При такой системе отсев после начала обучения минимальный.

- Для меня абсолютная тайна – быстрое постижение языков. В обычной школе английский всю жизнь учат. И большинство останавливается на уровне, не предполагающем свободного общения. Сколько времени уходит на то, чтобы ребенок свободно заговорил на английском, казахском и турецком языках?

- Полгода. Но первые результаты видны уже через два месяца. В этом году мы впервые набрали седьмой класс. В первом полугодии ученики будут учить только иностранные языки. Во втором полугодии у них в расписании добавится математика и физика. Эти два предмета плюс биология, химия и информатика преподаются у нас на английском языке. Общая история и общая география – на турецком.

- Что самое сложное в таком учебном процессе для ученика?

- Терминология, которая идет только на иностранном языке. Если ученик затрудняется в понимании текста, учитель, может, будет подсказывать даже жестами, но никогда не даст перевод слова или фразы. Ученик должен до этого сам додуматься.

- Насколько ваша учебная программа стыкуется с программами нашего Министерства образования и науки? И насколько она отличается от тех, которые применяются в Турции?

- Программу обучения в нашем учреждении перерабатывает фонд «КАТЕВ», который организовал казахско-турецкие лицеи. Затем она утверждается в том же министерстве. К тому же в местных департаментах и отделах образования есть куратор, который наблюдает за нашей работой. Про турецкие модели образования я вам рассказывать не берусь. Я знаю их только по рассказам знакомых коллег, и поэтому мне трудно что-либо сказать о турецких школах. Так уж вышло, что я лучше знаком с системой казахстанского среднего образования, чем с такой же турецкой моделью.

Особые принципы

- Как вы стали директором?

- Когда я приехал в Казахстан в 1994 году, меня распределили в Караганду. Мы с учениками выехали в летний лагерь, там надо было организовать столовую, я принимал в этом участие. Наверное, поэтому меня назначили заместителем директора по хозяйственной части. В Кентау я узнал о том, что назначен на должность директора только на производственном собрании. Это было для меня неожиданностью. Я никогда не думал, что буду возглавлять школу. И никогда к этому не стремился. Если завтра руководство скажет, что надо пойти поработать простым учителем – пойду им работать.

- Говорят, в вашем лицее существует особая система наказаний и поощрений. Это правда?

- Отличникам учебы и призерам олимпиад вручаются грамоты и денежные премии. Но если у такого ученика есть дисциплинарные взыскания, то он может премию не получить. Если поведение и учеба лицеиста выходит за рамки, принятые в лицее, то мы проводим беседы с ним и его родителями. Если и это не помогает – решаем на педсовете, что делать с таким учеником. Но это уже крайняя мера.

- Почему в лицее учатся только мальчики?

- У нас иногда ученики до 23 часов готовятся к олимпиадам. Учеба – это главное. Они на это нацелены в первую очередь. Девочкам такой ритм выдержать трудно. К тому же, если бы у нас обучались девочки, понадобился бы новый корпус.

- Сторонникам гендерного равенства наверняка это ваше высказывание покажется малоубедительным. Нет ли здесь дискриминации по половому признаку?

- Никакой дискриминации. У нас есть казахско-турецкие лицеи только для девочек. Они находятся в Шымкенте, Астане, Павлодаре. Насколько я знаю, такой же планируется открыть в Усть-Каменогорске. Первый отборочный тур в эти лицеи мы проводим в Костанае. Возможно, когда-нибудь такой лицей появится и в Костанае. Но вообще-то это достаточно  дорогостоящая затея.

Кстати, в изучении некоторых предметов девочки преуспевают больше мальчиков. Например, в биологии и иностранных языках.

- Взаимоотношения между учителями и учениками в лицее тоже строятся по особым принципам?

- Учитель должен вести себя так, чтобы ученик видел в нем только хорошее и признавал его авторитет. Многие учителя у нас любят пошутить, но при этом шутка должна быть уместной. Но бывает наоборот: учитель сам по себе серьезный, но ситуация требует разрядки и поэтому от него требуется хорошая шутка.

Периодически мы устраиваем пикники для преподавателей, родителей и учеников. После занятий, бывает, играем в футбол. В него же играют учителя-мужчины по субботам в одном из городских спортзалов. Я стараюсь там обязательно появиться, потому что если стану пропускать игры, у коллег возникнет ощущение того, что я пытаюсь отделиться от коллектива. Такого быть не должно.

- В качестве кого играете на поле?

- Полузащитник на средней линии.

«В первый год на родину тянуло»

- 11 лет в Казахстане – это вполне достаточно для того, чтобы начать ощущать страну своим домом. Вы бываете на родине в Турции?

- Летом вместе с семьей в отпуск туда ездим. На море отдыхаем, гостим у родственников. В первый год работы в Казахстане меня на родину как будто канатом тянуло, ждал отпуска с большим нетерпением. Сейчас уже привык здесь.

- Что вам нравится и что не нравится в Казахстане?

- Нравится то, что у вас люди часто отстаивают свои права. В Турции народ более пассивен в этом отношении. Нравится, что у вас отношения между людьми проще, демократичней. В тоже время я не увидел в вашей жизни отпечатка коммунизма, о котором нам рассказывали в институте. Хорошо, что у вас мир сохраняется, несмотря на многонациональность.

А не нравится… Я вообще не люблю, когда люди не верят друг другу. Если один из собеседников сказал что-то, а второй начинает искать скрытый смысл в его словах – это плохо. К сожалению, в Казахстане такие люди встречаются.

- Чем вы занимаетесь на выходных?

- У меня только один день выходной – воскресенье. За рабочие дни так устаешь, что хочется просто спокойно посидеть дома. Отдохнуть. Но если супруга говорит, что надо сходить на рынок, собираемся и идем вместе.

Вот на игры «Тобола», к сожалению, я не попал – времени не было. Хотя, когда я работал в Карагандинской области, то стадион в качестве болельщика посещал постоянно.

- Своих детей учите в лицее?

- У меня один сын, он пока по возрасту не дорос до нашего учебного заведения. Подрастет – посмотрим на способности. Он и моя старшая дочь учатся в школе.  Младшая дочка - пока дошкольница.

Досье: Ендер ДОГАН, родился 1 июня 1972 года в городе Амасе (Турция). Через несколько месяцев после его рождения семья переехала в Стамбул. На должности директора казахско-турецкого лицея в Костанае работает с июня 2004 года. До этого возглавлял аналогичное заведение в Кентау (Южно-Казахстанская область). Женат, воспитывает троих детей. Младшая дочь родилась в Костанае.

По просьбе «НГ» Ендер Доган сделал прогноз, сколько лицеистов займут призовых мест на областной и республиканской олимпиадах. 5-6 мест на республиканской олимпиаде и около 20-ти – на областной будут нашими, без тени сомнения заявил директор. И даже удивился: «Для вас это событие, а для нас обычные цифры». Мы договорились проверить.

Большинство выпускников казахско-турецких лицеев Казахстана предпочитают продолжать свое образование в университете Сулеймана Демиреля и в Казахстанско-Британском университете. Оба вуза находятся в Алматы. Также около 80–ти выпускников казахско-турецких лицеев ежегодно отправляются учиться в вузы Турции за государственный счет этой страны. По информации Догана, в основном это университеты Стамбула, Анкары, Измира и Конии. Казахстанские студенты там в основном учатся на специалистов нефтегазового сектора, инженеров-электронщиков и менеджеров-управленцев.

Станислав НАМ

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ЕНДЕР ДОГАН: «ГЛАВНОЕ – НИКОГДА НЕ ДАВАТЬ ПЕРЕВОДА»
В кабинете Ендера Догана красуются чучела двух птиц – подарки родителей учеников. Один из экспонатов стоит на шкафу, гордо расправив крылья, другой хищно приглядывается к посетителям с рабочего стола.