[an error occurred while processing this directive]
УЧИТЬ ДОЛЬШЕ?
Министерство внутренних дел предлагает увеличить срок обучения в автошколах с трех до пяти месяцев.
Причина – почти половина из только что отучившихся на курсах вождения граждан не могут с первого раза сдать экзамен. С крайне низкой квалификацией таких водителей, умудряющихся в конце концов получить права, связывается возросшая аварийность на дорогах.
Однако намерение министерства поддерживают далеко не все. Например, по мнению начальника автоэкспертного бюро областного союза водителей транспортных средств Михаила Клима, увеличение сроков обучения в автошколах не даст положительных результатов. Причина плохих знаний - в самой системе обучения, а вовсе не в его длительности.
Чтобы качественно учить человека водить машину, требуется немало средств. На этом нельзя экономить ни учителям, ни ученикам. Нормальная материально-техническая база – основа грамотного, реального обучения. Что делается у нас? Автошкол сейчас очень много, конкуренция между ними огромная. Чтобы привлечь клиентов, снижают стоимость занятий.
Сейчас в среднем по области цена за три месяца обучения – 6 500 тенге. Инструктор за час вождения получает 30 тенге. В то же время, например, будущий охранник за две недели обучения платит 15 000. Нормально обучить водителя за 6 500 тенге неспособен никто, уверен Михаил Клим. Деньги надо вкладывать в это дело, платить инструкторам и преподавателям, тогда в систему придут грамотные люди. Пока же после натаскивания «по дешевке» иные курсанты не в состоянии отличить стартер от генератора. Из-за того, что автомобильному мастерству у нас учат за каждым углом, инспектора дорожной полиции не в состоянии скрупулёзно следить за качеством подготовки. Этим пользуются как хозяева автошкол, так и их воспитанники, которые не желают особенно утруждать себя учебой. Те, кто хочет получить права «на халяву», безошибочно находят курсы, где спроса с них никакого. Записываются, занятия пропускают, получают тем не менее свидетельства и пытаются сдавать экзамен. Клим уверен, когда существовала преемственность, и будущих водителей учили сначала в средних школах и учкомбинатах, потом в школах ДОСААФ и Союза водителей, результаты были на порядок выше.
Существует еще один аспект проблемы – методики преподавания. Полезно изучить в этом смысле опыт других стран. Да, там порой водители даже масло поменять не могут без посторонней помощи, но зато не опасны за рулем, прекрасно ориентируются в потоке движения. Так что отсутствие кое-каких навыков на аварийность мало влияет. Другое дело - низкая дисциплина водителей. Впечатление, что у нас по дорогам катит этакая стихия, вольница, над которой никто не властен.
Кроме того, на росте числа аварий безусловно сказывается резкое увеличение количества автомобилей. При том, что условия для вождения почти не улучшаются. Хотя существует и другая реальность. По статистике, на новой трассе Астана - Кокшетау аварийность увеличилась в 7 раз. Сказывается отсутствие культуры вождения, считает Михаил Клим. Одним словом, проблема многогранная. И не стоит рассчитывать, что одним-единственным решением относительно сроков обучения курсантов ее можно решить.
Руслан ИЛЬЯСОВ
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]