На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 46 (190)
17 ноября 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
История успеха
Политика KZ
Страна и мир
Операция "Ы"
Страна советов
ПМЖ
Квартирный вопрос
Арт-обстрел
Судьба человека
Автосалон
Качество жизни
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Тема недели  
[an error occurred while processing this directive]

ДОРОЖНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Снегом пахнет. Он слегка опаздывает, но вот-вот придет, можете не сомневаться. А с ним придут и ежегодные проблемы снежных заносов, переметов на внутриобластных дорогах, наледи на дорогах городских… В прошлом году мы ломали ноги, попадали в аварии, разбивали в лоск только к концу лета отремонтированные дороги. Беда называлась просто – нехватка денег на уборку снега. Сколько выделено на снежные игры в Костанайской области и областном центре в этом году?

Все в норме…

По наблюдениям – ледяных наростов и снежных накатов на дорогах из года в год меньше не становится, да и «ямочные ремонтники» не успевают латать дыры. О «недостаточном финансировании» говорят все. Называют даже уровень этой недостаточности -  50-70% (!).

Но как рассчитать сумму, необходимую на обслуживание дорог? Взять хотя бы такую величину, как среднегодовое количество осадков. Это дитя природных явлений и статистических расчетов изменчиво и неблагодарно. Сегодня не истратили и того малого, что выделялось, а завтра впору ЧС объявляй – небесная канцелярия расщедрилась, а денег нет. И мы от вящей бедности вынуждены гонять санавиацию в тургайское село по поводу рядового аппендицита, до которого районный эскулап не может добраться по причине бездорожья.

Ну как же так, бились мы лбами в двери начальнических кабинетов. Должен же быть какой-то принцип, по которому закладываются расходы на ежегодную снежную очистку, более научный, нежели традиционный «на уровне прошлого года». Особенно, если этот уровень уже много лет подряд никого не устраивает. Принцип нам объяснил президент алматинского АО «КаздорНИИ» Олег Красиков. Их институт по заказу правительства, озабоченного той же проблемой, что и мы,  два года назад разработал «Нормативы финансирования на ремонт и содержание автомобильных дорог». И дело это, признается Красиков, весьма хлопотное,  заняло около года.

- Нужно было изучить расходы на обслуживание техники, заработную плату, цены на дорожно-строительные материалы, среднегодовые климатические показатели по каждому региону и многое другое, – говорит Олег Александрович. - Естественно, полученные цифры не могут точно отразить, сколько нужно потратить на обслуживание конкретного участка дороги, но это средние цифры, на которые можно ориентироваться. Сейчас к нам обращаются дорожники со всех концов страны и жалуются на то, что эти нормы финансируются на 15-30%. В правительстве или в Парламенте эти вопросы, насколько я знаю, не поднимаются. Там только ругают дорожников, жалуются на качество дорог, а вот о причинах не говорят.

…будет лет через пятнадцать

С нового года от 8 111 км областных дорог останется 2 208. Остальные 5 903 км перейдут на баланс районных властей. По неофициальной информации уже и решение областного акимата по этому поводу имеется. Но это с нового года, а пока на обслуживание 8 000 км, согласно вышеупомянутым нормативам, необходимо 380 млн. тенге. Ура?

Не ура. Знать не значит делать. Норматив нормативом, а в этом году было выделено на снежные (а также травяные и прочие нужды ухода) только 80 млн. По словам начальника отдела технадзора областного департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог Дауренбека Жансеитова, тендер по выявлению предприятий, которые будут обслуживать областные дороги в будущем году, проведут традиционно в декабре. Сколько денег дадут на 2006-й – пока не известно. Но совершенно ясно, что сумма эта будет далека от необходимой. Ежегодно средства, выделяемые по этой статье, растут на 3-5%. Такими темпами до научно обоснованной нормы нам ползти лет 15.

- Да, многие из подрядчиков говорят о том, что у них устаревшая техника. На новую, естественно, нужны деньги, – признает Жансеитов. - Если бы мы проводили тендер разом на несколько лет (как это принято делать на Западе – ред.), то предприятия могли бы закладывать какие-то суммы на развитие.

С тем, что имеют, наши подрядчики работают неплохо, считает Жансеитов. Но при таком снеге, как прошлой зимой, нам не засыпаться по уши невозможно.

О том, что в обслуживании дорог долгосрочные метеорологические прогнозы – дело неблагодарное аж трижды, признают и сами синоптики. Как считает Зоя Шибаршина, начальник отдела метеорологических прогнозов метеоцентра, у месячных прогнозов «оправдываемость» очень низка. «Когда предприятие заключает с нами договор, мы делаем только штормовые прогнозы», - говорит синоптик.

Сегодня несколько иная ситуация у предприятий, обслуживающих республиканские дороги. У нас в области это РГП «Казахавтодор». Они обслуживают 1 400 км дорог республиканского значения. У них и с техникой более менее в порядке - обеспечены на 95% по тем же пресловутым нормам. А начиная со следующего года правительство обещает финансировать обслуживание отремонтированных дорог строго по нормам.

«Исходя из опыта…»

На улицы и дороги Костаная принятые правительством нормативы не распространяются. Поэтому, здесь средства на очистку улиц закладывают «исходя из опыта прошлых лет». Так, на этот и на будущий год чиновники заложили по 96 млн. тенге. Хотя, к примеру, в этом году на обслуживание 244 км костанайских улиц потратили почти 140 млн. тенге. И это при том, что заказчик - ГУ «Отдел ЖКХ пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Костаная» - запрашивал 220 млн. тенге. Если судить по состоянию улиц прошлой зимой,  запрашивать на самом деле нужно было бы раз в пять больше.

Все тендеры по очистке проводит городской акимат. Комиссия называет районы города и объемы работ. Предприятия претендуют на те участки, которые в состоянии обслужить и называют свою сумму. Выигрывает тот, кто обходится наименьшей «кровью». Когда фирмы отрабатывают деньги, очистка автоматически прекращается. Тогда «Отдел ЖКХ…» подает заявку в городской акимат о том, что деньги на данный вид работ закончились. Акимат ее рассматривает и, по возможности, объявляет следующий тендер. Таков порядок. А теперь – о тенденциях.

Как правило, предприятия ежегодно не укладываются в первоначальную сумму, требуя дополнительных средств. В этом году деньги у них заканчивались четыре раза. И городской бюджет «раскошелился» еще на 43 млн.

Сын ошибок трудных

Что ж, граждане в преддверии новых переметов вынуждены констатировать: в Костанае деньги под чистоту и безопасность улиц выделяют методом «тыка». Ибо прогнозы ненадежны, потребности выше возможностей.

При этом, известно, например, что на вывоз одного кубометра снега требуется 250 тенге, а дежурство техники стоит 160 тенге в час. Но по таким нормативам, считают коммунальщики, считать нелепо. В экскаваторных ковшах зиму не спрогнозируешь. Заодно и ущерб, который несет из-за наледи и накатов ежегодно город, его жители, его водители и его улицы, не считает никто. А опыт по наступлению на одни и те же грабли – если его не учитывать – к прогрессу не ведет. Проверено временем.

Предприятия, участвующие в тендере по очистке дорог Костаная в 2005 году ( Суммы указаны в тенге)

Предприятия

1-й тендер

2-й тендер

3-й тендер

4-й тендер

Итого по предприятиям

ТОО «АБЗ плюс»

5 970 000

 

3 990 000

 

6 995 000

22 325 000

ТОО «Тазалык-2000»

6 350 000

 

 

1 780 000

8 130 000

ТОО «Таза жол-2030»

72 997 000

 

 

24 000 000

96 997 000

ТОО КФ «Шебер»

5 187 000

 

990 000

2 800 000

8 977 000

Итого по тендерам

95 874 000

3 990 000

990 000

35 575 000

136 429 000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пятый тендер пройдет в начале декабря. Разыгрываемая сумма – 2 571 000 тенге. Общая сумма разыгрываемых в этом году денег по пяти тендерам – 139 000 000 тенге

Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz

Булат МУСТАФИН, mustafin@ng.kz

Игорь ПРАВЩИКОВ, ng@ng.kz

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ДОРОЖНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
Снегом пахнет. Он слегка опаздывает, но вот-вот придет, можете не сомневаться. А с ним придут и ежегодные проблемы снежных заносов, переметов на внутриобластных дорогах, наледи на дорогах городских… В прошлом году мы ломали ноги, попадали в аварии, разбивали в лоск только к концу лета отремонтированные дороги. Беда называлась просто – нехватка денег на уборк

БУДУТ ЛИ В КОСТАНАЕ ДОРОГИ КАК В РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ?
Владислав Константинов, директор костанайского областного филиала АО «Казпочта»: - Думаю, что будут. На мой взгляд, проблема неважной очистки дорог в финансах. Будут деньги – будут и чистые дороги. Одно без другого невозможно.