[an error occurred while processing this directive]
ОТ «ШЕФА» ДО «БОМБИЛЫ»
Время меняет профессии. Вспомните таксистов советской поры. Водительская элита. Хамоватые, как черти, и недоступные, как боги. Небедные. Их услуги всегда были в дефиците, и хороший «шеф» имел связи повсюду, как директор Большого театра. С тех времен от профессии не осталось почти ничего. Даже «шашечки» почти исчезли. В наши дни крутят баранку в основном не по призванию. За руль садятся люди самых разных профессий, загнанные в силу обстоятельств «обслуживать клиентов». Что такое быть сегодня в Костанае «извозчиком», «водилой»?
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Булат МУСТАФИН, mustafin@ng.kz
Во тьму за деньгами
Для погружения в профессию мы выбрали ночь. Еще и потому, что не утихают разговоры об опасности ночной работы для водителей. И хоть пресс-служба ДВД сухо сообщила «НГ», что специальной статистики по убийствам таксистов и нападениям на них не ведет, эти факты всегда на слуху. Случись что – знает весь город. Скажем сразу, ночь в компании с «Нашей Газетой» для двух водителей прошла без эксцессов.
Александр – водитель с пятилетним стажем, официально работающий в одной из фирм-перевозчиков, – распахнул перед журналисткой-напарницей дверцу своей серой «девяносто девятой» в 22.10. Мы покатили под бормотание рации и мелодии ночного радиоэфира.
Первая заявка перебросила нас из центра в район Зеленого базара. Для таксиста – самое «рыбное» место: отсюда всегда можно уехать с пассажиром. Так вышло и на этот раз. Солидная пара с маленькой девочкой отправилась на железнодорожный вокзал. А вот там пришлось провести в ожидании минут двадцать. Александр как раз успел объяснить, почему ездить ночью для него - сплошное удовольствие. Во-первых, движения меньше, во-вторых, часа в два почти везде отключаются светофоры, можно гонять быстрее. Ну и пробки, «доставшие» костанайских автомобилистов, отсутствуют. И зарабатываешь ночью больше. Несколько раз сравнивал: катался, как проклятый, днем, с восьми до восьми. А потом - с шести вечера до двух ночи. И делал те же деньги.
Основная опасность, по мнению Александра, - это пьяные. На этот счет у него тоже есть своя статистика: на 10 заявок – две обязательно будут «пьяные». Во всех такси есть «черный список» адресов, с которых диспетчеры не принимают заявки. «Из-за того, что клиенты когда-то водителю нахамили или не расплатились», - говорит Саша и называет пару-тройку достаточно известных в Костанае клубов. Подобный запрет действует и для всех шашлычных. Отсюда, в крайнем случае, забирают одного-двух клиентов, а толпу не везут.
Самые платежеспособные
К числу таких клиентов наблюдательный Саша относит проституток. Никогда не кинут. Правда, разговорчики у них выше пояса не поднимаются.
Мы осторожно въезжаем во двор по улице Чехова. Молодая особа в дорогой шубке и стильных сапогах уже ждет. Вежливо здоровается, изящно садится. По салону распространяется аромат довольно дорогих духов. Останавливаемся возле здания сауны. Девушка бросает на ходу: «Подождите минутку».
- Поняла, кого привезли? – улыбается Саша, и в ответ на мое искреннее «нет» поясняет, - проститутка. Сейчас деньги за такси вынесет.
Но девушка появляется минут через пятнадцать и просит отвезти ее обратно. Когда дама выходит из салона, Саша комментирует:
- Может, не понравилась. А может – это их старшая, за вызванных девочек «бабки» собрала с клиентов.
По наблюдениям водителя, самые мелочные - богатые пассажиры. Солидный мужчина в дорогой дубленке и перстнях иногда за 50 тенге удавится, а бабулька-пенсионерка еще и переплатит. Говорит, у него был случай, когда парню нечем было расплатиться. «Я поднялся с ним в квартиру. Денег не оказалось. Пришлось забрать телефонный аппарат. Заявка на 100 тенге была, а я его за 300 толканул». А однажды клиенты катались часа три, в итоге рассчитались телевизором. Часто оставляют залог – от удостоверения личности до прав и перчаток. Но, как правило, за ними никто не возвращается.
Здоровый левак
Прибыль можно сделать и на «левых клиентах». То есть тех, которых таксисты подбирают на дороге. Тогда и с фирмой делиться не надо, и машина зря не простаивает в ожидании заявки. В некоторых такси это строго преследуется, но водители ловчат. В других – достаточно сказать диспетчеру «я занят».
«Пятьдесят третий, вы в КЖБИ? Принимайте: центр – Гоголя, 61», - перебивает нас диспетчер. «А можно я пропущу заявку, - гудит по рации густой бас, - у меня колесо спустило». «Что-то у вас целый день сегодня, то колесо спустило, то бензин кончился, то мотор заглох», - не унимается диспетчер. Саша заливается смехом и почти сползает с кресла.
- Вот, пожалуйста. Пятьдесят третий левых клиентов катает, - говорит он. Впрочем, в этом такси такое не запрещается. Главное – не наглеть и со своим объемом работы справляться.
Чтобы «машина не мучилась»
Лучше всего, по словам Саши, если хотите прилично заработать, отправиться в дальний рейс. Приводит конкретные расчеты. Говорит, за 12 часов работы можно выполнить 20-25 заявок, намотав при этом по городу почти 300 километров и истратив 33 литра бензина. Заработок ваш составит 3 000 - 4 000 тенге «чистыми». Те же 300 километров, плюс-минус 70, это дорога до Челябинска. При этом расход – 24 литра, а заработать можно 7000-8000 тенге «чистыми». К тому же по прямой «машина не мучается». Не нужно все время щелкать скоростями, заезжать во дворы и закоулки, круто разворачиваться и постоянно резко тормозить, искать неведомые адреса. Кстати, Саше потребовалось около двух месяцев, пока он научился более-менее ориентироваться в городе.
Тяжелее всего работать весной, особенно если клиенты едут в пригород типа Костаная-2, в Затоболовку, на КСК или в район ДК «Строитель». Водители называют эти адреса глухими. Быстро вернуться оттуда с клиентом – почти нереально. Приходится передвигаться ближе к центру. По словам Саши, когда тает снег, в этих районах так размывает дорогу, что не знаешь, как выбираться.
На часах полвторого ночи. Количество заявок заметно уменьшается. Все реже голосит рация. Последняя заявка у нас «обламывается», Саша выруливает со двора и встает на обочину. «Дальше нельзя. Там бордюрщики все оккупировали», - говорит он. И рассказывает о борьбе с конкурентами. Бордюрщики – таксисты, которые работают на себя, ездят «своим косяком», на свою территорию никого не пускают, «фирмачей» - водителей, работающих официально, не любят. Берут, однако, дороже. К примеру, добраться из центра до КЖБИ в такси стоит 220 тенге, бордюрщики возьмут с вас 300. Почему? Да потому что в КЖБИ – свой клан, работающих с обочины, и взять оттуда клиента нереально. Поэтому и загибают цену, чтобы не кататься порожняком.
Чужие друг другу
Дядя Вася – бордюрщик. Рассказывать таксистские байки явно его второе призванием, первое, конечно, – возить клиентов. Сам он признается, что для него работа таксиста – «самое интересное занятие». Узнав, что к нему на маршрут напросился журналист, он ничуть не смутился, лишь подбавил голосу толику важности. Выяснилось, что «таксует» дядя Вася уже около двенадцати лет, как на пенсию вышел – так и сел за баранку. Неплохой получался приработок. Признается – сейчас стал зарабатывать меньше, нежели десяток лет назад.
- Когда начинал «таксовать», то город не был разделен на территории. К примеру, я и еще девять таксистов стоим постоянно на «ГАИ» в две смены. Но когда я отвожу клиента, то быстренько возвращаюсь обратно, пока «местные» не подкатили. И порожняком обратно еду. А раньше мог подвезти, и там на месте встать, ожидая клиентов. И так было по всему городу. А сейчас мы и сами выгоняем из своего района «чужих».
На вопросы о размере ежедневного заработка дядя Вася уклончиво ответил, это, мол, его «маленькая коммерческая тайна, но на хлеб, бензин и пузырек хватает». Зато на более серьезные затраты, например, на ремонт автомобиля, приходится «просить «бабки» у бабки или у детей».
Смотри клиенту в глаза
Пассажиров дядя Вася сажает всяких. Признался, что и наркоманов, но – осторожно.
- Моя машина, - говорит он, - уже сама дорогу знает ко всяким там притонам. Обычно наркоманы заказывают в два конца, один из которых – либо притон, либо место продажи травки. Как-то они меня обманули. Подошли, сделали заказ довезти их до определенного места, я-то знаю, что там «ляпку» можно купить. Приехали, вышли и попросили подождать, пока за деньгами сбегают. А на сиденье свой телевизор импортный в коробке оставили. Десять минут прошло, двадцать, полчаса… час. Ну, все, думаю, поеду и заберу их телевизор, раз они никак не выйдут. Глянул, а там коробка и только. Хотя несли и ставили так, будто внутри на самом деле телевизор был.
К счастью, никаких покушений за десять лет, по словам дяди Васи, на него не было. Конечно, хочется заработать больше, но жизнь и здоровье дороже. Поэтому он, прежде всего, смотрит на людей. Как они одеты, как разговаривают, на тембр голоса обращает внимание, выпившие или нет и прочее. Всех этих случаев с убийствами таксистов можно было избежать, считает опытный водитель, если бы его коллеги были осторожнее и не брали, кого попало.
Двадцать лет назад 260 тысяч костанайского населения обслуживал один таксопарк, имевший 120 машин. Этого было маловато. Сегодня, по информации ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог», на 220 тысяч человек у нас 200 машин от 16 фирм. Это количество, которое официально «светят» фирмы-перевозчики в городском акимате, заключая с исполнительной властью договоры. На самом деле списочный состав нашего разношерстного таксопарка изрядно занижен. В городе месяц назад работало 30 наименований такси, да плюс неучтенные «бордюрщики». Вопрос от клиентов в связи с этим только один. Когда количество перерастет в качество сервиса?
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]