[an error occurred while processing this directive]
ВЛАСТЬ И БЕНЗИНОВЫЕ КОРОЛИ ДОГОВОРИЛИСЬ?
На прошлой неделе Министерство энергетики и минеральных ресурсов, три нефтеперерабатывающих завода и основные компании-поставщики нефти подписали меморандум о стабилизации цен на рынке ГСМ. Министр энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник заявил, что цены на нефтепродукты необходимо вернуть на уровень августа этого года. По его мнению, цена бензина марки АИ-80 должна составлять порядка 50 тенге за литр.
Уже на этой неделе в Костанае цены на бензин резко поползли вниз. Литр АИ-80 сейчас стоит 51 тенге. Во столько же обходится потребителям дизтопливо. Но еще недавно бензин АИ-80 костанайцы покупали за 64, а дизтопливо – за 60 тенге. Царившая на рынке ГСМ неразбериха «устаканилась» за считанные дни. Неужели власти так быстро удалось договориться с нефтяными магнатами?
На этот счет у крупных костанайских реализаторов ГСМ свое мнение. Они – с уже традиционной пометкой «без ссылки на нас» – утверждают, что цена на ГСМ пошла на снижение благодаря волевому нажиму правительства. Это политика, уверяют они. Реально же костанайские продавцы бензина уже терпят убытки. Последняя закупочная цена бензина марки АИ-80 на российском рынке - 55-56 тенге за литр, на казахстанском его приобрести практически невозможно. В Костанае его продают, как уже говорилось, за 51 тенге. «У нас сейчас есть два выхода, - заметил в разговоре с корреспондентом «НГ» не пожелавший назвать себя оператор. - Либо «уйти в минусы», либо уйти с рынка». При этом прогнозы реализаторов ГСМ не радуют: цены вновь взлетят. Вопрос в том, когда. Одни считают, что сразу после нового года, другие, что к ноябрю 2006-го, так как в октябре ожидается вступление Казахстана в ВТО, а это диктует свои условия.
А вот кандидат экономических наук Андрей Коваль в убыточность бизнеса костанайских реализаторов ГСМ не верит: «Несмотря на то что они трубят о постоянных убытках, думаю, за счет объемов они добирают необходимую сумму».
У этой ситуации две версии, объясняет он. По официальной – на снижение цены повлиял запрет на вывоз и снизившийся в зимний период спрос. Но на самом деле НПЗ в такие моменты выгоднее остановить переработку нефтепродуктов, чем продавать бензин по столь низкой цене. Вторая версия, по мнению Коваля, – более реалистична. Политика – это концентрированная экономика. Падение цен - результат многоуровневой договоренности от правительства до розничных торговцев. Надолго ли это? Однозначно - нет. Все будет зависеть от мирового рынка и от роли государства, от которого требуется грамотный контроль. Еще лучше, если оно себя проявит более активно – выкупит сеть заправок в свою собственность. Именно выкупит, а не национализирует.
По информации Владимира Школьника, в этом году на казахстанских НПЗ будет переработано 11,2-11,3 млн. тонн нефти против 9,2 млн. тонн в прошлом году.
Ольга ЛИХОГРАЙ
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]