На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 43 (187)
27 октября 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Операция "Ы"
Линия судьбы
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Автосалон
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Заимка
Наша экспертиза
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Политика KZ  
[an error occurred while processing this directive]

HISTORIA EST MAGISTRA VITAE?

«Управляемая демократия» была выдумана 100 лет назад

Артем УЛУНЯН, АПН.ru

Сто лет назад, 17-го октября 1905-го года, российский император Николай II подписал «Манифест об усовершенствовании государственного порядка». Зная содержание документа и его сверхлиберальные (для того времени) положения, можно было предположить, что речь идет о создании нового политического феномена - либеральной абсолютистской монархии. Однако на деле в России впервые возник режим, известный как «управляемая демократия».

Манифест появился, когда Россию охватила первая, но не последняя революция, а страна терпела поражение за поражением в войне с Японией. Существовало два варианта выхода из кризиса: либо подавить революцию силой, либо начать реформы. Первый вариант не привел к желаемым результатам. Испугавшись революции, самодержец был вынужден пойти на уступки и «даровать», как было сказано в Манифесте, «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», а также создать общегосударственный выборный орган - Думу. Отныне и вовеки «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы». Сверх того, «выборным от народа» гарантировалась «возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас (то есть монарха) властей».

Этот исторический документ был подписан царем по настоянию С. Витте, который в бытность министром финансов много сделал для становления конкурентоспособной финансовой системы страны. В описываемый период он занимал малопрестижный пост председателя Комитета министров. Перемещение с должности министра финансов на должность председателя Комитета министров означало фактическую отставку, поскольку Комитет не имел реальной власти. Витте «ушли» за заигрывание с либералами, и его назначение на пост председателя спешно образованного в 1905-м году Совета министров, который он занимал с октября 1905-го по апрель 1906-го года, было попыткой Николая II «стабилизировать» ситуацию.

Весной 1906-го года Витте был отправлен в отставку. Одновременно, буквально за несколько дней до начала заседаний Думы, император подписал новый документ – «Основные государственные законы». Этот «второй Манифест» содержал следующие положения:

- Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть;

- Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, сам бог повелевает;

- Особа государя императора священна и неприкосновенна;

- Государь император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения;

- Власть управления во всём её объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского, и т.д., и т.п.

Слова об уважении прав и свобод, гарантиях прав личности и гражданина, соседствуя с подобными тезисами, мало чего стоили. Строительство «муляжа» в России продолжалось.

Судьба четырёх николаевских Дум была незавидной: они так и не стали полноценным парламентом, выполняя роль дискуссионного клуба и арены для битвы честолюбий партийных вождей. Дума как символ «управляемой демократии» и муляж представительного органа власти полностью дискредитировала себя, несмотря на то что в ее стенах заседали нередко известные и уважаемые люди.

Однако партийно-политическая структура Государственной думы так и не стала основой новой общероссийской политической системы.

Даже превозносимый ныне как реформатор и неудавшийся спаситель Отечества П. А. Столыпин так и не смог понять основной вектор развития страны. В нашумевшем выступлении 23-го мая 1907-го года перед депутатами Думы премьер выдвинул тезис, ставший лозунгом определенных сил в России спустя много-много десятилетий после того, как был озвучен. Он был сформулирован так:

«В западных государствах на это (переустройство) потребовались десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия».

Попытка Столыпина проводить экономические реформы и отказ от серьезных общественно-политических преобразований не принесли империи желаемых результатов. Массовые волнения в России и восстание 1915-16 гг. в Центральной Азии, Февральская революция и, наконец, октябрьский большевистский переворот 1917 г. - вот цена за отказ от реформ.

17-е октября 1905-го года имело шанс войти в историю, но этого не случилось. Глядя на Россию спустя сто лет, невольно задаёшься вопросом: «Historia est magistra vitae?»*

* (лат) История – учитель жизни

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

AWARD-2005
Участник Казахстанской Интернет-премии Award 2005
Наш сайт принимает участие в Казахстанском конкурсе интернет ресурсов AWARD 2005.
Голосуйте за нас!
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

БОРЬБА ЗА ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ
25-е октября ознаменовалось в Казахстане не только празднованием Дня республики, но и началом предвыборной акции кандидатов на пост главы государства.

HISTORIA EST MAGISTRA VITAE?
Сто лет назад, 17-го октября 1905-го года, российский император Николай II подписал «Манифест об усовершенствовании государственного порядка». Зная содержание документа и его сверхлиберальные (для того времени) положения, можно было предположить, что речь идет о создании нового политического феномена - либеральной абсолютистской монархии. Однако на деле в Ро