[an error occurred while processing this directive]
ПОКОЛЕНИЕ БЕЗ КОРНЕЙ
У соседа ощенилась сука. Появление живых существ, естественно, вызвало любопытство. Отсутствие шерсти позволяло отчётливо видеть ползающих по щенкам паразитов. Это обстоятельство немного подпортило первое впечатление. И подумалось - собаки родились с блохами, проживут с ними всю жизнь и сдохнут, так и не осознав, что может быть иначе.
Да бог с ними, с собаками, у них свои правила, дарованные матушкой-природой.
Молодая Республика Казахстан, получившая суверенитет всего лишь 15 лет назад, «успешно» формирует традиции взаимоотношений, которые язык не поворачивается назвать не только цивилизованными, но даже элементарно порядочными. Постепенно, незаметно, дух лагеря общего режима через заборы и колючую проволоку переместился в общество. Никто никому не верит. Никто никому не даёт в долг. Все в ожидании подвоха. Законы не гарантируют ровным счетом ничего. Жаловаться бесполезно. Коррупция, казнокрадство. И вот в таких условиях формируется будущий гражданин РК. Молодому человеку 15-ти – 20-ти лет в плоть и кровь входит этот дух. И эта цепная реакция на столетия определит характер нации. Молодежь понятия не имеет, что можно жить иначе. Уже сейчас можно говорить о реальности угрозы изменения видовых признаков Homo Sapiens.
Я родился в ауле №14 Амангельдинского района Кустанайской области. Менталитет, обычаи и традиции казахского народа знаю не из учебников, а из реальной жизни. И когда 20-летние пацаны кидали камни в пожилого, седого человека Ж. Туякбая, я вспомнил события из далёкого детства. Во время поднятия целины, в 50-е – 60-е годы, велось интенсивное строительство села. Напротив нас жил, в общем, хороший молодой казах, плотник. Но в пьяном угаре был буйным и непредсказуемым. Его молоденькая супруга систематически, с перерывами, буквально находилась между жизнью и смертью. В очередной раз, заслышав ее душераздирающий крик, я выскочил на улицу и обнаружил, что плотницкий топор занесён над головой бедной девушки. Она приседала на корточки, издавая предсмертный стон, по звучанию нехарактерный для человека, затем вставала, затем со стоном опять приседала… Я до сих пор полагаю, что пьяного до бессознания плотника остановило инстинктивное оцепенение от нечеловеческих звуков. Обуздать вооруженного топором человека никто не отваживался. И тогда в мои обязанности входило срочно скакать за аксакалом.
Аксакал молча неторопливо собирался, так же молча неторопливо шел. Не проронив ни слова, одной рукой забирал у мгновенно притихшего плотника топор, другой рукой брал его за руку и уводил спать. Затем несколько дней он не приходил. Ни нотаций, ни нравоучений я не слышал. Тогда я это воспринимал как чудо или гипноз. Только потом понял, что у молодого казаха на генетическом уровне, даже в бессознательном состоянии развито чувство уважения и подчинения старшим. И если бы тогда мне кто-то сказал, что молодой 20-летний пацан поднимет руку на пожилого человека, я бы посчитал его за сумасшедшего.
Никакая политическая целесообразность не может оправдать глумление над особенностями национального менталитета. Особенно тревожно, что нет заинтересованных людей, болеющих душой за сохранение на протяжении тысячелетий накопленных богатств - обычаев и традиций. Не буду распространяться о последствиях «бескорневого» поколения. Расул Гамзатов писал: «Если ты в прошлое выстрелишь из пистолета, то будущее выстрелит в тебя из пушки».
Рафаил Забиров, г. Костанай
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]