[an error occurred while processing this directive]
КТО РАЗОРИТСЯ НА БЕНЗИНЕ?
Небывалый рост цен на бензин уже ударил по карманам автовладельцев. Ощутит ли его на себе другая категория граждан, которая пользуется общественным транспортом? Этим вопросом сейчас озадачены специалисты городского акимата. Недавно все владельцы автобусов подали заявки на повышение цены за проезд в общественном транспорте до 35 тенге. Городской акимат пока молчит, население – в полном неведении, а перевозчики уже терпят убытки.
Как рассказал «НГ» начальник костанайской автоколонны ПК «Альтаир» Николай Бурлачук, их фирма сейчас терпит большие убытки. Заправляются автобусы бензином марок 76 и 80, он подорожал практически в два раза. Выход только в повышении цены за проезд. Правда, специалист по транспорту ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Валерий Рымарев сообщил, что письмо от перевозчиков к нему пока не поступало: «Насколько я слышал, заявка лежит в городском акимате, но мне ее на исполнение никто не отписывал».
Ситуацию прояснил заместитель акима города Сакен Тукенов. Он подтвердил, что владельцы общественного автотранспорта просят поднять цену за проезд . «Это естественно и закономерно, - считает Тукенов, - подобного повышения перевозчики требуют каждый год. В данном случае это также связано с ценой на бензин. Ситуация с нефтепродуктами настолько серьезная, что ее уже рассматривают на уровне Парламента РК. Решение о повышении цены за проезд в нашем городе должен принять я. Но когда я его приму, и каким оно будет – пока сказать не могу. С одной стороны я понимаю перевозчиков, которые не могут работать себе в убыток. С другой стороны за плечами 200 с лишним тысяч населения, 40 тысяч из которых – пенсионеры. Жду стабилизации цен на бензин и решения Парламента по этому вопросу, чтобы по возможности цену за проезд в автобусах не повышать».
В чем все-таки причина бешеного скачка цен? И какие факторы могут способствовать снижению стоимости бензина? Эти вопросы «НГ» задавала должностным лицам из разряда компетентных.
Азамат Аужанов, заместитель директора департамента регулирования деятельности естественных монополий и защите конкуренции сообщил, что их ведомство никак не может повлиять на цену бензина.
- Мы даже не проводим анализа, почему она растет, - признался Аужанов. - Агентство в Астане пока не передало нам полномочия по вопросам нефтепродуктов. Могу повторить только то, что сказал недавно министр энергетики Школьник – цены на бензин растут и расти будут. По его словам, цена растет у поставщиков. Соответственно, и на наших заправках, то есть у розничных реализаторов.
В Агентстве регулирования естественных монополий и защите конкуренции в Астане причины роста обосновали таким образом. Мировые цены на нефтепродукты выросли с $44.23 (в январе) до $ 57 за баррель в июне. То есть цена поднялась на 30%. К тому же с 1 июня Россия повысила экспортную пошлину на нефтепродукты с $102.6 до $ 136.2 за тонну. А казахстанские нефтеперерабатывающие заводы работают не в полном объеме.
Кстати, Агентство тоже, в сущности, не может регулировать цены на бензин, так как фактически монополистов в этой отрасли всего четыре, и законы они соблюдают. У всех остальных доля в рынке не превышает 35%, и монополистами они не являются.
Решить проблему, по мнению специалистов агентства, можно путем запрета на вывоз бензина из РК и сокращения объемов экспорта нефтепродуктов на мировой рынок. Кстати, буквально позавчера премьер-министр РК Даниал Ахметов подписал постановление о введении до конца этого года запрета на вывоз автомобильного бензина и дизтоплива. Как скоро эта мера сработает и сработает ли вообще? От этого во многом и зависит ответ на вопрос, придется ли костанайцам платить за проезд в автобусе на 40% больше.
Ольга ЛИХОГРАЙ
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]