[an error occurred while processing this directive]
ДАЁШЬ ПАПУАСАМ МАГИСТРАЛЬ!
Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ
Недавно российское телевидение поведало нам жуткую, но такую банальную в своей основе историю мальчика, покончившего с собой из-за того, что учительница заставляла его, как не уплатившего за уборку, постоянно мыть пол в школе. Дикая история. Но подумайте, до чего надо было довести учительницу, чтобы она превратилась в пусть невольного, но палача? Вспомните хотя бы кроху тех «неучительских» обязанностей, которые ложатся на плечи школьного педагога. Не кажется ли вам, что если так пойдёт и дальше, то само изначальное значение слова «учитель» скоро забудется?
С вузовской педагогикой, казалось бы, проще. Да и сдвиги в экономике сулят немало. На первый взгляд – твори и радуйся, видя, как растут нужные стране кадры. Так нет же. Ну разве может Чиновник допустить, что кто-то не завален бумагами так же, как он? И вот уже целые цунами бумаг и бумажных проверок обрушиваются на вузы. Возьмём одни только так называемые «Рабочие программы». Когда-то их в виде незатейливых брошюрок рассылали из центра. Для каждого предмета. Хочешь не хочешь, а следуй указанному. Сейчас – свобода: каждый – пиши свою программу. И если, к примеру, преподаватели кафедры философии читают на протяжении года один и тот же предмет нескольким десяткам групп – выдай на-гора гору программ. Это как если бы в армии каждый полк обязали выпускать свой армейский устав. Причём за счёт «внутренних резервов». Бумаги, оргтехники, да и времени на бессмысленное занятие не хватает – не беда! Поступай по-армейски: «выроди, а скажи, что нашёл!» С так называемыми силлабусами - то же самое. То, что в принципе должны были бы делать в форме рекомендательных материалов работники специальных внутривузовских или республиканских центров, скидывается на плечи преподавателей. Им, как и крепостным, за это платить не надо, а потому хоть жаб поручи утихомиривать, дабы по ночам своим кваканьем не мешали барыне спать.
Наши закрепощаемые канцелярщиной вузовские педагоги мне почему-то невольно напоминают папуасов времён Маклая. Прослышали их шаманы о пользе железных дорог, и враз поручение: каждому папуасу, папуаске и папуасёнку изготовить по рельсе. Из подручных материалов. Хочешь из бамбука, хочешь из ракушек, хочешь – из переплавленных охотничьих ружей белых или из их искусно разобранного по ночам корабля. Честное слово, я не утрирую. В немалом числе новаций проку не больше, чем от папуасской магистрали. И этого не видят только те, кому по чину положено быть слеповатым, да и то в рабочее время.
А идея, размявшись на образовании, бодро шагает в самую гущу жизни. Скажем: не платят жильцы двух квартир за услуги ПКСК - и всему подъезду не включается отопление. Нет бы, самим ответственным господам-товарищам разобраться с этим. Так взывают к соседям. Но мы-то не налоговая полиция. Почему же и здесь людей подталкивают к тому, чтобы занимались чем угодно, но только не своим собственным делом, на обучение которому государство затратило немалые деньги? Тем паче, что тепловым сетям, видимо, всё же придется платить за услуги, которых нет. Так почему же за это обязаны платить жильцы, не имеющие долгов?
Но что тут попусту рассуждать - великий северокорейский лозунг опоры на собственные силы пускает все более глубокие и мощные корни на нашей родной земле. Идёшь утречком на работу по еще недовыкорчеванному скверу и видишь, как энергичный работничек отчаянно ломает увесистую и усыпанную брызжущей зеленью листвы ветвь. Труженик. Наш сегодняшний Василий Теркин. Только его фронт – чистота, и подтверждение тому ещё одна труженица с роскошной метлой, лихо бегающей по земле роскошными зелеными ветвями.
Неплохо придумано! Сами метём – сами и ветки для мётел ломаем. Сами учим – сами и программы, и учебники пишем. В двадцать седьмой час суток на бумаге, которую в качестве натурального налога-оброка «надыбали» со студентов. Даешь опору на свои собственные силы!
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]