[an error occurred while processing this directive]
КУДА СВЕТИТ «ФОНАРЬ ДИОГЕНА»
Самая, пожалуй, радикальная арт-лаборатория Костанайской области готовит к показу заведомо скандальную пьесу «Зачем?»
Кристина ПРОХОРОВА ng@ng.kz
«Фонарь Диогена» позиционирует свои цели хлестко и громко: борьба за социализм, за независимость и свободу. За человеческое достоинство, которое, с их точки зрения, теряется, покоряясь миру капитала. Они делают пылкие попытки противостоять. Что из этого получается и что им приходится пережить? О своей борьбе, о своих взглядах рассказывает участник арт-лаборатории радикального толка «Фонарь Диогена» Николай Чумаков.
- Николай, почему арт-лаборатория, а, например, не движение или партия?
- Это наиболее безопасная форма самовыражения и высказывания своих радикальных взглядов в нашей стране. Мы свободные художники. Будь мы партией, нас давно бы не существовало. Мы провели недавно первую выставку инсталляций «Шурупы». Выставка была посвящена социальной тематике и отображала наш взгляд на лже-ценности современного общества. Продавали в Сити-центре индульгенцию за один тенге. Продали только три штуки, но зато матов наслышались в свой адрес…
-А какие ценности у тебя самого?
- Свобода, равенство, братство – ценности прошлого. Творчество без границ – вот наша главная ценность. Я искренне возмущался, когда американцы ввели свои войска в Ирак. Почему они решили, что в Ираке плохо живут? У них другая культура, другое понимание жизни. Сейчас идет тенденция к массовой культуре. Политика однообразия, тип усредненного. Этакий технократический одномерный мир, плоский, как рекламный щит. Кока-кола, джинсы, поп-культура и прочее – продукт массовой культуры.
-Что думаешь о политическом моменте?
- Перед предстоящими выборами - попыткой передела власти и собственности - столкнулись две противоборствующие группировки буржуазии. Нынешняя оппозиция – это те же олигархи, чиновники, либералы. Они все жаждут обогащения. Их программные заявления не выходят принципиально за рамки того, что уже говорилось действующим Президентом. Это означает обогащение немногих и нищету миллионов. Но я думаю, что настанет время, когда наши будут сидеть в Парламенте.
- Допустим. И что вы будете тогда делать? Какое государство создавать?
- Демократические принципы, о которых все постоянно твердят, не соблюдаются даже в той же Америке. Нет, и не будет той демократии, о которой мы все говорим и мечтаем. Я противник демократии, потому что демократия – власть народа. А народ требует хлеба и зрелищ. В своем государстве я бы привел к власти молодежь. Не пенсионеров, не людей зрелого возраста, а активную и творческую молодежь. Такую, которая когда-то вступала в марксистские кружки и эсэровские боевые организации. Мы создадим свободные коммуны. У нас не будет никакой программы, все родится в процессе, в действии.
- Вы сейчас репетируете спектакль «Зачем?». Зачем?
- Чтобы высказать свое отношение к современной молодежи. Там встречается ненормативная лексика, но это и есть речь нашей молодежи. Я не люблю свое поколение за рабскую психологию. Немудрено, что пропитанное буржуазными бациллами сознание юного индивида не способно на творчество, на поступок. Если мое поколение что-то и создает, то это получается как-то безжизненно. Оно пассивно принимает господствующие отношения, смирившись с ролью Буратино, которого заботливый папаша Папа Карло-государство обтесывает по своему шаблону сначала в семье и школе, затем в университетах. В итоге к зрелому возрасту такой индивид превращается в идеального гражданина-общечеловека. Тех же, кто не поддается обработке, запихивают в тюрьмы, психушки или вешают ярлык фашиста, экстремиста, фундаменталиста, то есть изгоя. Интересно, кто-нибудь из молодых особей задумывается над этим?
-Это вопрос?
- Нет. Это монолог из спектакля.
- Где и когда состоится премьера?
-Не знаю. Нас не празднуют, найти сцену почти невозможно.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]