[an error occurred while processing this directive]
«КАКОЕ СЧАСТЬЕ! БЫЛ В ТРЕТЬЯКОВКЕ…»
Житель Костанайской области Хакимжан Наурызбаев стал первым казахским скульптором-профессионалом. 27 августа он отметил свое восьмидесятилетие.В областном историко-краеведческом музее эту дату традиционно отметили выставкой. Кроме того, сотрудники музея перечитали дневник маэстро, который он писал в послевоенной Москве, куда был отправлен на учебу.
Сая КАЛИНОВА, ведущий научный сотрудник областного историко-краеведческого музея
Самородок
Он родился 27 августа 1925 года в ауле Улыколь Узункольского района. Семья, в которой появился Хакимжан, была вполне простой, обычной, однако талант в ней жил. Отец мальчика Есмахан Наурызбаев сам очень неплохо рисовал и всегда мечтал, что из сына вырастет художник. Талантом Хакимжана Аллах и правда не обделил, вот только с ранних лет карандашу и бумаге он предпочитал глину, которой вокруг было полно.
В те времена на способности аульных мальчишек обращали внимание. А потому глиняные статуэтки Хакимжана Наурызбаева побывали на выставках и в районе, и в области. Мальчишка оказался явно способным не только в творчестве. Когда аульного кузнеца забрали на фронт, Хакимжан был еще подростком. Тем не менее, именно он занял это место. А через некоторое время его забрали в район.
В 1942 году, во времена, когда страна воевала с фашизмом, а в Костанайской области жизнь была и трудной, и голодной, в Узункольский район приехал председатель Совнаркома Нуртас Ундасынов. И тут в одном из райкомовских кабинетов он увидел статуэтку, вылепленную юным Хакимжаном. В принципе, в тот момент судьба Хакимжана Наурызбаева была решена. Хотя сам он об этом не задумывался. «Неужели ты не хочешь стать первым профессиональным казахским скульптором?» - уговаривал Хакимжана председатель Совнаркома. «А чего учиться? Я и так умею», - отвечал Наурызбаев. А через полгода в райцентр приехал представитель Министерства просвещения и забрал Хакимжана в Алма-Ату, в художественнное училище.
Учителя и учеба
Через всю жизнь Хакимжан Наурызбаев пронесет имена своих наставников в искусстве. В честь Нуртаса Ундасынова он назовет одного из своих сыновей. А Ольга Николаевна Кудрявцева, преподаватель Алмаатинского художественного училища, где она работала в годы эвакуации, стала для Хакимжана учителем и духовным наставником на долгие годы.
После Алма-Аты Хакимжана направили на учебу в Московский художественный институт.
Правда, в институт Хакимжана не приняли – шесть классов образования для высшего учебного заведения – явно не достаточно, объяснили ему. Но молодой скульптор был так одарен, что его зачислили слушателем на подготовительные курсы.
О том времени можно судить по дневниковым записям, которые хранятся сейчас в областном историко-краеведческом музее.
Перелистывая эту исписанную ученическую тетрадь, уже обветшавшую, но с хорошо сохранившимися записями, испытываешь особенный трепет. В нем описано несколько майских и июньских дней 1945 года. В этих коротких, но достаточно емких записях выражены чувства, наполняющие молодого Хакимжана, недавно приехавшего из далекого Казахстана учиться в Москву.
Простой слог будущего художника выдает, что за спиной у него шестиклассное образование.
«Получил от Ольги Николаевны длинное, в трех листах письмо. С ее радостными словами о моей учебе, в тот момент, когда ей отправил письмо. Придется написать вновь, только тогда, когда схожу в картинные галереи и музеи…» - пишет 5 июля 1945 года Хакимжан.
В Москве будущий скульптор впитывает в себя все, подобно губке, с интуицией художника, чувствующего, что все это пригодится ему в его творческой деятельности. Он посещает Третьяковскую галерею, ходит в театры, смотрит фильмы, дышит и впитывает воздух улиц столицы.
Дневниковая запись от 18 мая: «…Какой сегодня счастливый день! В день открытия дневника посетил Третьяковскую галерею… Какое мастерство, такой удивительный труд этих произведений. Какое впечатление произвело бюсты Шубина, картины Репина, Левитана. Сурикова, Серова, Крамского…»
От 28 мая: «… С Казпредства поехал в Третьяковскую галерею. Не насмотреться, сколько бы ни смотрел. Обратно шел пешком, дыша майским воздухом, кругом осматривая Москву. Сколько ни хожу, вижу все новые и новые места…» Вероятно, не обходилось и без курьезов. В самой первой записи скульптор сознается: «…Ничего в жизни не поражало так, как Третьяковская галерея… Ходил, пока не выгнали…»
Находясь далеко, за тысячи километров от родной земли, с особенной трогательностью Хакимжан вспоминает своих родных, в частности отца. Запись от 4 июля: «…Наконец получил письмо от отца. Ждут. Соскучились. Как я рад, что они рады за мою учебу. Он ожидал от меня что-то новое, недаром увлек меня к картинам, познакомил, еще маленьким, с учителем Суховым, который страшно меня любил, я тоже – за его картины, ласковые слова…»
Будущий скульптор жил и учился в послевоенной Москве, поэтому не обходилось без определенных трудностей и лишений: «…Денег нет. Кушать нечего… Вспомним эти дни», - писал Хакимжан. Но все это не помешало ему идти по намеченному пути, ведущему к одной цели, - стать художником-профессионалом.
Он продолжает упорно работать над собой. Запись от 5 июля: «Вижу новые недостатки в своей работе, которую надо бы исправить, да нет времени. Поневоле приходится искать работу, чтобы существовать и жить чем-нибудь. Вечером играл в волейбол».
Художественный институт Хакимжан закончил. Но не в Москве, а в Харькове, куда вернулась из эвакуации Ольга Кудрявцева.
На родине
На днях в областном краеведческом музее открылась выставка, рассказывающая о Хакимжане Наурызбаеве. О том, сегодняшнем Наурызбаеве, который является автором более 300 произведений, в числе которых такие известные, как памятники Абаю Кунанбаеву и Чокану Валиханову в Алматы.
Хакимжан Есмаханович - лауреат государственной премии, кавалер орденов Знак почета, Трудового Красного знамени, Октябрьской революции, «Парасат». Он профессор Казахской Национальной Академии искусств имени Т. Жургенова.
Скульптор приезжал в Костанай десять лет тому назад на празднование своего семидесятилетия. Он подарил тогда музею фотографии своих известных работ.
На этот раз старый мастер приехать лично не смог – возраст. На торжественном открытии выставки присутствовала его родная сестра Куляш-апай. Она и сейчас живет в Костанае.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]