На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 34 (178)
25 августа 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Линия судьбы
36,6 С
ПМЖ
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Качество жизни
Спорт
Hi-Tech
Либидо
Желтая полоса
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Три автора  
[an error occurred while processing this directive]

ГОРДИЕВ УЗЕЛ КОНСТИТУЦИОННОГО СОВЕТА

Сымбат УКИН, кандидат юридических наук

19 августа Конституционный Совет (КС) наконец-то огласил итоговое решение о дате проведения выборов Президента РК. Перед КС стояла непростая дилемма, и вот по каким обстоятельствам.

Первое. 20 июня 2000 года КС вынес постановление «Об официальном толковании п. 5 ст. 42 Конституции РК» по поводу разъяснения понятия «Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд». В частности, КС указал, что «по истечении в 2006-м году срока полномочий действующего Президента РК он (Н.А. Назарбаев – С.У.) может быть избран Президентом РК второй раз подряд». Здесь речь не идёт о том, что выборы Президента  должны быть проведены именно в декабре 2006-го года. Однако напрашивался вывод, что по истечении 20-го января 2006-го года семилетнего срока полномочий первого Президента выборы должны  проводиться в декабре этого же года.

Второе. Любой юрист, занимающийся вопросами конституционного права, знает, что в случае коллизии конституционных норм приоритетом обладают те нормы Конституции, которые содержатся в разделах, посвящённых  конституционному (либо  государственному или республиканскому) строю. Например, действующая Конституция России в п.2 ст. 16 Главы I прямо устанавливает, что «никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации». Однако применительно к Казахстану при установлении приоритетности одних конституционных норм перед другими возникли определённые сложности, которые, на мой взгляд, хотя и с опозданием, но успешно решены КС при помощи экспертов. И здесь как раз возникает третье обстоятельство.

Третье. 7 октября 1998 года, вскоре после внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию, Мажилис назначил выборы Президента РК на 10 января 1999 года. Конституция 1995-го года в п.3 ст. 41 устанавливает, что очередные выборы Президента проводятся в первое воскресенье декабря.

Но дело в том, что другая конституционная норма (п.1 ст.94) допускает сокращение срока полномочий Президента с его согласия постановлением Парламента. Причём именно того Президента, которому на республиканском референдуме 1995-го года был установлен срок полномочий до 1-го декабря 2000-го года. В таком случае Мажилис в течение одного месяца должен назначить выборы Президента. Что он и сделал, назначив выборы Президента на 10-е января 1999-го года, тем самым сократив срок полномочий первого Президента РК на 11 месяцев.

Поэтому норма п.1 ст. 94 Конституции имеет как бы индивидуальный характер именно для первого Президента РК. Однако следующие президентские выборы по этой же норме должны проводиться после семи лет в первое воскресенье декабря. Как известно юристам, есть понятие «временные конституционные нормы», содержащиеся обычно в заключительных или переходных положениях Конституции. Они действуют только в пределах определённого периода времени, по истечении которого прекращают своё действие. Поэтому положения п.1 ст. 94 Конституции уже реализованы и действовать дальше не будут, за исключением фразы «осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента Республики, избранного на очередных президентских выборах, которые должны быть проведены после семи лет в первое воскресенье декабря».

Четвёртое. Норма п.1 ст. 41 Конституции 1995-го года о том, что Президент избирается сроком на семь лет, имеет постоянный характер и не предусматривает увеличения срока полномочий Президента в случае сдвигов даты президентских  выборов от первого воскресенья декабря соответствующего года. Поэтому то, что выборы пройдут в первое воскресенье декабря 2005-го года, является юридически оправданным.

Пятое. Если бы Мажилис после внесения поправок в Конституцию 1995-го года назначил выборы не на 10-е января, а на первое воскресенье декабря 1999-го года, то вопрос о дате проведения выборов Президента вообще не стоял бы. Так как в таком случае выборы состоялись бы в первое воскресенье декабря 2006-го года. Однако Мажилис руководствовался скорее политическими, нежели юридическими мотивами, так как тогда действовал фактор оппозиции.

Интересно, что и новая дата выборов Президента - декабрь 2005-го года - вновь оказалась невыгодной для оппозиции.

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

AWARD-2005
Участник Казахстанской Интернет-премии Award 2005
Наш сайт принимает участие в Казахстанском конкурсе интернет ресурсов AWARD 2005.
Голосуйте за нас!
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ЖДАТЬ ЛИ НОВОГО ЛЕТА?
Весьма польщён тем, что наш уважаемый историк Петр Черныш столь неравнодушно отреагировал на мою статью (см. «НГ» от 4 и 18 августа). Правда, он не вполне согласен с её содержанием - это, видимо, оттого, что Пётр Максимович уверен, будто историю слагают кабинетные речеписцы, а не простые люди.

ФЕНОМЕН ПОКАЯНИЯ
Весьма польщён тем, что наш уважаемый историк Петр Черныш столь неравнодушно отреагировал на мою статью (см. «НГ» от 4 и 18 августа). Правда, он не вполне согласен с её содержанием - это, видимо, оттого, что Пётр Максимович уверен, будто историю слагают кабинетные речеписцы, а не простые люди.

ГОРДИЕВ УЗЕЛ КОНСТИТУЦИОННОГО СОВЕТА
19 августа Конституционный Совет (КС) наконец-то огласил итоговое решение о дате проведения выборов Президента РК. Перед КС стояла непростая дилемма, и вот по каким обстоятельствам. Первое. 20 июня 2000 года КС вынес постановление «Об официальном толковании п. 5 ст. 42 Конституции РК»