На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 33 (177)
18 августа 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Частное мнение
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Хранить вечно
Автосалон
Копнем и уроем
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Наша экспертиза
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Частное мнение  
[an error occurred while processing this directive]

ПЕТР СВОИК: «КЕМ ДОЛЖЕН СОЗНАВАТЬ СЕБЯ НАРОД КАЗАХСТАНА?»

 Преамбула Конституции начинается такими словами : «Мы, народ Казахстана, сознавая себя… гражданским обществом…» А вслед за ней одна из первых статей начинается так: единственным источником государственной власти является народ.

Если мы (как в школе учили) сложим эти два выражения, раскроем скобки и приведем подобные, получим такую формулу: единственным источником государственной власти является гражданское общество.

Кстати: источник, по смыслу, – это не дождь в пустыне Сахара, который случается один раз в пять-семь лет, а то жизненно необходимое, что не прекращается ни на один день, ни на одну минуту. Кто бы и когда из жаждущих ни пришел к источнику – пожалуйста  – припадай!

Осталось понять, где же то самое гражданское общество, которое единственно должно создавать и питать наши ныне здравствующие власти в центре и на местах.

 

Мост вдоль реки

Обычно понятие гражданского общества сводится к наличию в стране неправительственных организаций – НПО. Которые, между прочим, налогов не собирают, а потому вынуждены пробавляться тем, что им пошлет… нет, не Бог, а добрые люди. В образе либо Джоржа Сороса (вариант: Конгресса США), либо министра труда и соцзащиты (вариант – акима).

Но финансирование общественной деятельности из-за рубежа, пусть даже и очень хорошими людьми и с самыми благими целями,  - это, сами понимаете, не то, к чему должно стремиться уважающее себя государство. Тем более, если деятельность НПО не сводить только к помощи одиноким матерям и инвалидам, а поднять до их конституционного предназначения – быть источником государственной власти.

Однако и рассчитывать на милость правительства в поддержке гражданского общества тоже не приходится. Здесь главное, чего нет – это определенности в принципе.

Прокуратура перед выборами прессует проверками всех иностранных грантодателей, правительство уже который год пытается протолкнуть через Парламент никуда не годный закон об НПО, президент законопроект отзывает, все повторяется кругами. За рубежом Казахстан критикуют, внутри общественность – негодует,  шум, нервотрепка, и все… вхолостую.

Примерно так, как если бы уже начали строить мост, но еще не решили – поперек реки или вдоль…

Партия - это НПО

с выходом во власть

Между тем и теория, и практика взаимодействия институтов гражданского общества в мире достаточно наработаны.

Возьмем политическую партию: любая из них есть тоже НПО – добровольная общественная организация граждан. Но в парламентском устройстве государственной власти те «политНПО», которых поддержали избиратели, приобретают возможность сформировать правительство и принимать обязательные для всех законы. Парламентские же фракции этих партий служат осуществлению непрерывных прямых и обратных связей между государственной властью и гражданским обществом от выборов до выборов.

И за такую свою важную власть образующую функцию партии должны получать бюджетное финансирование. Что есть единственно работающая гарантия против того, чтобы на выборах в Мажилис под видом партий не сражались бы между собой всего лишь враждующие олигархические группировки.

Кстати: избирательные комиссии, как тоже источник государственной власти, но не сама власть, должны создаваться не госорганами, а общественными организациями (например, партиями), а от власти только получать полномочия и госзаказ на проведение выборов.

Но и во внеполитической сфере отношения между госорганами и НПО должны строиться не в форме «дающий - проситель», а на равноправном, договорном и взаимно обязательном партнерстве.

Обязательно - добровольно

При всем том, что создание общественных объединений и участие в их деятельности есть конституционное право граждан, но не их обязанность, наличие в государстве общественных объединений, участвующих в создании органов государственной власти, а равно и во взаимодействии с ними установленным Основным Законом образом, – должно быть обязательно.

Этот принцип обязательности наличия в гражданском обществе тех добровольных объединений, которые граждане создают или вступают в них именно для взаимодействия с органами государственной власти, является полной симметрией тому, что решения органов государственной власти, принятые в соответствии с их конституционными полномочиями, являются обязательными для всех граждан. Включая и ту часть населения, которая вообще не участвовала в выборах либо голосовала против.

Столь же симметричным и равным образом соответствующие органы государственной власти обязаны взаимодействовать со всеми теми НПО, в отношении которых Конституцией прописаны процедуры участия общественных организаций в создании и деятельности государственных органов.

Не халявщики, а партнеры

В недемократических режимах каждый отдельный чиновник, представляющий тот или иной государственный орган, контактирует с отдельным гражданином, представляющим самого себя либо свою организацию. На линии таких индивидуальных контактов и возникает непреодолимый соблазн коррупции, поскольку два взаимодействующих индивидуума всегда имеют возможность договориться к обоюдной пользе для себя, но во вред, как государству, так и обществу. В случае же если гражданин не может или не хочет «купить» услугу госчиновника, его права нарушаются самым безнаказанным образом. Причем сама по себе масса таких индивидуальных контактов государства со своими гражданами требует дополнительного усложнения госаппарата контролирующими, апелляционными и прочими структурами. Что не столько сдерживает злоупотребления, сколько делает их более изощренными.

Поэтому необходимо принципиально перевести контакт «государство – гражданин» на линию «юридическое лицо – к юридическому лицу». Эта линия должна проходить через все определенные законом случаи стандартного взаимодействия органов государственной власти с гражданами, бизнесом и НПО, причем контактирующие (вступающие в договорные партнерские отношения) стороны должны располагать в равной мере правомочиями и ресурсами для полноценного взаимодействия. Включая получение соответствующими неправительственными организациями бюджетного финансирования.

НПО – власть: работаем по заказу

В самом деле,бюджетные ресурсы не являются собственностью государства, поскольку вся налоговая масса создается бизнесом и гражданами. Государство только собирает налоги и осуществляет распоряжение собранными средствами  в интересах гражданского общества и под контролем представляющего через своих избирателей  это общество Парламента.

Поэтому в новой Конституции должна быть закреплена такая форма отношений между органами государственной власти и соответствующими общественными организациями, как государственный социальный (общественный) заказ.

Всякая общественная организация, создаваемая гражданами для реализации тех или иных (закрепленных Конституцией) полномочий народа в качестве источника государственной власти, должна иметь гарантированное законом право заключить с соответствующим органом государственной власти Договор гражданского партнерства, предусматривающий наделение ее необходимыми полномочиями и финансирование за счет средств государственного бюджета.

Соответственно, Конституционным законом должны быть установлены требования к общественным организациям, претендующим на заключение с государственными органами договоров гражданского партнерства и государственного общественного (социального) заказа.

В частности, только такие общественные объединения должны подлежать обязательной государственной регистрации, тогда как в отношении прочих НПО достаточен уведомительный порядок их учета.

Итак: поскольку в правовом и демократическом государстве граждане и их объединения обязаны подчиняться устанавливаемым властью законам, постольку и сама власть симметрично должна устанавливать законом обязательный для нее порядок взаимодействия с объединениями граждан на основе гражданского партнерства и государственного общественного заказа.

В целом же наличие в Основном Законе конкретно прописанных процедур обязательного партнерского взаимодействия органов государственной власти с соответствующими объединениями граждан и будет являть собой тот искомый Общественный Договор, которым и должна быть Конституция правового, демократического и социального государства.

Сейчас законодатели, принимая закон, определяют и Уполномоченный государственный орган, который будет этот закон реализовывать.  Точно так же – но после принятия новой Конституции - в Казахстане должны определяться и условия взаимодействия с Уполномоченными гражданскими партнерами.

 

Четыре сферы

партнерства

Всего сфер, в которых должно осуществляться гражданское партнерство, четыре:

1. Непосредственное участие граждан в принятии важнейших государственных решений (референдумы) и участие в выборах конституционных органов власти (об этом мы уже сказали);

2. Исполнение государством установленных Конституцией постоянных обязательств перед гражданами.

Так, пенсионеры и другие получатели социальных пособий должны получить конституционное право и гарантии, образовывать свои общественные организации, консолидированно представляющие их права. В частности, такие объединения должны иметь право представлять своих членов при оформлении пенсий и пособий.

То же касается и профсоюзов. Коль скоро Конституция провозглашает защиту прав наемных работников, в ней же должны содержаться и гарантии на создание и деятельность отраслевых и территориальных профессиональных союзов, включая их финансирование.

Законами должно быть установлено право профессиональных, экологических, гендерных и иных общественных объединений давать свои заключения по готовящимся законопроектам, относящимся к их сфере деятельности, и симметрично – обязанность соответствующих государственных органов заказывать такие обязательные и оплачиваемые заключения у профильных НПО.

3. Исполнение гражданами установленных Конституцией постоянных обязательств перед государством.

Этот пункт симметричен пункту два. Например, представители малого и среднего бизнеса должны получить гарантированное законом право образовывать объединения, консолидированно представляющие их в отношениях с соответствующими фискальными, контрольными и иными государственными органами. В частности, лицо, вступившее в такое объединение, должно иметь право зарегистрировать свой бизнес только в своем объединении, а уже само объединение осуществляет дальнейшую государственную регистрацию. Точно также проверки данного частного бизнеса со стороны налоговых, санитарно-эпидемиологических, пожарных и других государственных органов должны проходить с обязательным присутствием представителя общественного объединения. Оно и должно защищать права и нести ответственность за своего члена, включая выплату санкций за нарушения. После чего уже само объединение по своему усмотрению может обратить взыскание на своего участника-нарушителя. 

4. Делегирование государственными органами части своих полномочий общественным организациям.

Самый неотложный случай такого делегирования – местное самоуправление, которое необходимо создать во всех населенных пунктах страны.

Все это пора «вставлять» в законодательство.

г. Алматы, специально для «НГ»

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

AWARD-2005
Участник Казахстанской Интернет-премии Award 2005
Наш сайт принимает участие в Казахстанском конкурсе интернет ресурсов AWARD 2005.
Голосуйте за нас!
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ПЕТР СВОИК: «КЕМ ДОЛЖЕН СОЗНАВАТЬ СЕБЯ НАРОД КАЗАХСТАНА?»
Преамбула Конституции начинается такими словами : «Мы, народ Казахстана, сознавая себя… гражданским обществом…» А вслед за ней одна из первых статей начинается так: единственным источником государственной власти является народ.