[an error occurred while processing this directive]
ГРУЗОВИК КАЗАХСТАНСКОЙ СТЕПИ
Перед вами одна из страниц автомобильной истории Казахстана – истории, никем пока не написанной, но подчас – уже утраченной. Судьба этого грузовика полна противоречий. Его нет в справочниках, хотя было выпущено 192 тысячи машин этой марки. За полгода до начала производства Совмин СССР уже принял решение о прекращении его выпуска, однако грузовик «УралЗИС-355М» продержался на конвейере 7 лет. Он почти не поступал в европейскую часть СССР, а сразу был «сослан» в Азию, Сибирь и – более всего – в Казахстан.
Полвека назад на заводе «УралЗИС» в г. Миассе создали новую модель – «УралЗИС-355М». По сути, это был обновленный «ЗИС-5» – легендарный «Захар», прошедший всю войну. Машина получила отапливаемую металлическую кабину, новую внешность, мощный двигатель (95 л.с.), сохранив при этом простоту, безотказность и долговечность знаменитого «ЗИС-5». Однако выпуск модели на маломощном тогда заводе, начатый лишь осенью 1958 г., оказался весьма скромным. Более того, «в верхах» уже приняли решение вместо «355М» выпускать в Миассе трехосные вездеходы «Урал». И все же последний «УралЗИС» выпускался уже параллельно с «Уралами» до октября 1965 г. Возможно потому, что быстро завоевал высокую репутацию у эксплуатационников. Его ценили за надежность, выносливость и отменную проходимость. «Урал» не «Урал», «ЗИС» не «ЗИС», говорили о нем, но машина великолепная, по любой грязи тянет, сколько ни нагрузишь (и грузили по 5-6 тонн!). А движок - сносу нет, даже и захочешь – не застучит.
Машину называли по-разному: и «УралЗИС-355М», и «ЗИС-355М», и «Урал-355М», и «УралАЗ», и даже «Уралец». Наглядное представление о ней дает кинокомедия «Джентльмены удачи»: автоцистерна с цементом, в которой главные герои бегут из заключения, и есть «УралЗИС-355М».
Самое большое количество таких машин поступило в 1960-е годы именно в Казахстан, и в частности, в Кустанайскую область. Лидерами по количеству «УралЗИС-355М» в городе были Кустанайский автотрест и автоколонны. Кроме бортовых машин, широко использовались цистерны для перевозки молока и горючего. А во многих автохозяйствах бортовые «ЗИС-355М» часто переоборудовали в седельные тягачи, тянувшие длинные полуприцепы весом до 9 т.
Неизбалованные вниманием «УралЗИСы-355М» служили долго и ушли незаметно. Время и изобилие новой техники в те годы сделали свое дело: сейчас от этих славных машин не осталось буквально ничего. Лишь иногда «ЗИС-355М» оживает в воспоминаниях старых шоферов.
P.S. Уважаемые читатели! Автор этой статьи, проживающий в г. Барнауле, работает над книгой по истории автотранспорта в Азии и Сибири. Поэтому, если у вас найдутся фотографии, где в кадр попал «УралЗИС-355М» (он же «ЗИС-355» или «УралАЗ»), другие грузовики или автобусы прошлых лет, либо вам есть что вспомнить, пишите в редакцию «НГ». Мы передадим воспоминания и фото автору.
Михаил СОКОЛОВ
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]