РУБРИКИ
|
|
ИНФОРМАЦИЯ
|
|
РЕКЛАМА |
|
|
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005
Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005
|
|
Политика KZ |
[an error occurred while processing this directive]
ВЫБОРЫ В СЕНАТ: ЛОТЕРЕЯ ДЛЯ ИЗБРАННЫХ
Даже если отсеять малоперспективных «разночинцев»-самовыдвиженцев, то нельзя не обратить внимание на высокое число региональных VIP-персон, вступивших в борьбу.
Данияр АШИМБАЕВ, ЦКТ «Репутация»
«Внутривидовая» конкуренция
18-го июля завершилась регистрация кандидатов в депутаты Сената Парламента РК. Через три недели, 19-го августа, состоятся выборы.
В ноябре 2005-го года истекают полномочия 16-ти сенаторов, избранных 17-го сентября 1999-го года на шестилетний срок. Из этих шестнадцати депутатов на сегодняшний день вновь выдвинули свои кандидатуры 13 человек. «Чёртовой дюжине» сенаторов предстоит весьма нелёгкая борьба за сохранение своего мандата. Особенность выборной кампании 2005-го года - очень высокий конкурс: количество кандидатов колеблется от двух (Астана) до десяти (Алматы) человек, всего 70 кандидатов на 16 мест (или 4,4 человека на один мандат).
В Мангистауской области на сенатское кресло претендуют, помимо действующего сенатора (а в прошлом акима Жанаозена), начальник Мангистауского территориального управления Минсельхоза, директор областного департамента предпринимательства и промышленности и председатель Налогового комитета по Мангистауской области. В Павлодаре из шести кандидатов один является действующим сенатором (и бывшим начальником облфинуправления), другой – заместителем акима области, третий – действующим директором областного департамента финансов. В Караганде в борьбе с действующим депутатом столкнулись заместитель директора департамента физической культуры и спорта, заместитель директора департамента финансов, директор департамента культуры и областной прокурор. В южной столице за освободившееся место в числе прочих борются советник акима города Ахан Бижанов и аким Ауэзовского района Владимир Устюгов.
Кстати, на прошлогодних выборах в Мажилис именно такой (внутривидовой) конкуренции не было. Единственный прецедент, когда в одном округе сошлись заместители акима ВКО Вера Сухорукова («Асар») и Юрий Швайченко («Отан») завершился снятием кандидатуры последнего «по личному заявлению».
Что касается партийной «окраски» кандидатов, то 29 из них являются членами партии «Отан» (из них шесть – в Жамбылской области), двое – членами «Асара», ещё двое – членами Гражданской партии. Уалихан Кайсаров год назад пытался создать под своим руководством Казахстанскую партию социальной защиты населения «Абырой»; Зауреш Батталова входит в руководство блока «За справедливый Казахстан» и оргкомитет партии «Алга!», а Талгат Куставлетов - исполнительный директор акжоловского Общественного комитета по борьбе с коррупцией. Причём шансы Кайсарова, Батталовой и Куставлетова сохранить или получить депутатский мандат рассматриваются как минимальные.
В целом же можно констатировать, что в результате выборов, какими бы они ни стали, «Отан» сохранит большинство и в верхней палате (в итоге «жесточайшей» борьбы между членами самой партии).
Билет в Астану
Нельзя не обратить внимание на тенденцию: всё большее число областных, городских и даже районных чиновников упорно пытается «пробиться» в столицу посредством получения депутатского мандата.
Политическая практика говорит о том, что сенаторы, обладающие формально равными правами, всё-таки делятся на два сорта – региональных и президентских депутатов, т.е. избираемых маслихатами и назначаемых президентом. И если вторая категория практически полностью «завязана» на столицу и имеет гарантированные перспективы дальнейшего трудоустройства, то «региональщики» в большинстве своём после истечения срока полномочий либо возвращаются в свою область, город, район (и в лучшем случае на аналогичную должность), либо оседают в аппарате Парламента, либо выходят на пенсию.
Лишь единицам удается задержаться в республиканской элите. В качестве примеров за почти десять лет работы Сената можно привести Адильбека Джаксыбекова (после девятимесячного пребывания в депутатах ставшего акимом Астаны, министром индустрии и главой Администрации Президента), Елеусина Сагиндыкова (аким Актюбинской области), Лилию Мусину (вице-министр сельского хозяйства), Ерлана Кошанова (представитель правительства в Парламенте и вице-министр транспорта и коммуникаций), Сакена Сейдуалиева (глава дипмиссии в Таиланде). Еще два примера говорят о том, что потерявшие сенатский мандат депутаты не отказываются и от работы в нижней палате Парламента: Сергей Жалыбин и Амангельды Таспихов некоторое время проработали в структурах исполнительной власти (соответственно, вице-министром юстиции и председателем Госстандарта), а затем избрались в Мажилис.
В последние годы происходит всё большее разделение республиканской и региональной элит. В столичные структуры рекрутируются преимущественно выпускники астанинских, алматинских и зарубежных вузов, представители республиканской бизнес-элиты, столичной научной и творческой интеллигенции. Они же составляют костяк команд высших чиновников, перемещаемых как внутри Астаны, так и по республике, отодвигая в этом случае местных чиновников. Кадровые составы министерств, национальных компаний формируются в первую, вторую и третью очередь из представителей центра – Астаны, Алматы и «ассимилированных» уроженцев других регионов. Для региональных чиновников, ограниченных границами одной области и вынужденных ждать последовательного ухода на пенсию своих непосредственных руководителей, шансов продвинуться вверх по служебной лестнице очень и очень мало. Ни родственные связи, ни конкурсная система этой проблемы, по большому счёту, не решают. При этом в каждой области работают по пять-семь заместителей акимов, 20-30 директоров департаментов, начальников управлений, многочисленные акимы районов и городов, иные руководители, бизнесмены, профессура, многие из которых, как объективно, так и по собственному желанию, готовы занять кабинет в одном из астанинских «казённых домов». Реальных же возможностей предоставляется намного меньше.
На этом фоне одним из наиболее перспективных каналов миграции в столицу становится получение депутатского мандата Мажилиса или Сената. Если попадание в нижнюю палату зависит от множества причин – отношений с акимом, позиции конкурентов, финансовых и медийных ресурсов, мнения партии, настроя избирателей, в конце концов, то сенаторов избирают депутаты маслихатов, которые, как правило, хорошо знают и трезво взвешивают «своих» чиновников. А это уже даёт определенные шансы тем, кто реально оценивает свои способности и перспективы. Иными словами, для «достойнейших» представителей региональной элиты выборы в Сенат – это, по сути, лотерея, выиграв которую можно получить и кабинет в здании Парламента, и «вертушку», и шанс осесть в столичной элите. Но, как показывает практика, воспользоваться этим шансом удаётся далеко не каждому.
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
|
|
|