[an error occurred while processing this directive]
ПОЙДЁТ ЛИ МАСЛИХАТ ПРОТИВ АКИМА?
В последнее время много говорят о необходимости расширения потенциала Конституции РК без внесения поправок в Основной Закон. Главный аргумент - возможности действующей Конституции 1995-го года далеко не исчерпаны. При этом речь идёт о расширении полномочий представительных органов - но только до пределов их конституционных полномочий. Дескать, Парламент и маслихаты не в полном объёме реализуют свои полномочия, закреплённые в законодательстве.
Действительно, с 30-го января 1996-го года, когда новый Парламент приступил к работе, депутаты законодательного органа власти, как и депутаты маслихатов всех уровней, практически не использовали свои конституционные полномочия. Например, за девять с лишним лет ни один министр не был освобождён от занимаемой должности по инициативе той или иной палаты Парламента. Хотя, согласно статье 57 Конституции, Мажилис или Сенат вправе поставить перед Президентом РК вопрос об освобождении от должности того или иного члена правительства в случае неисполнения им законов Казахстана. Часто говорят, что в этом не было никакой необходимости. Неужели все без исключения члены правительства исполняли законы Республики Казахстан? Да, были факты, когда министров привлекали к уголовной ответственности, но они освобождались от должности не по инициативе Парламента.
Другой пример. В соответствии с пунктом 5 статьи 87 Конституции маслихат вправе двумя третями голосов от общего числа его депутатов выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом республики, либо перед вышестоящим акимом. Однако данная конституционная норма является чисто абстрактной, теоретической. Поскольку вопрос не в том, что такого прецедента в Казахстане никогда не было, а в том, что маслихат не осмелится пойти против акима, независимо от того, исполняет аким законы государства или нет.
Расширение потенциала действующей Конституции сейчас понимают в узком смысле - как полную реализацию полномочий сугубо представительных органов страны. Однако при этом забывают, что кроме представительных органов есть и исполнительные, и судебные органы, и глава государства – Президент РК. Расширение потенциала Конституции 1995-го года предполагает расширение полномочий всех ветвей государственной власти. А ведь и сам глава государства не в полном объёме использует предоставленные им Конституцией полномочия. Однако такая реализация чревата определёнными политическими последствиями. Наверняка часть общества будет возмущаться полномочиями Президента, если он решит распустить Парламент в соответствии со статьёй 63 Конституции, если в соответствии со статьёй 61 Конституции будет ежемесячно издавать указы, имеющие силу закона, если станет ежегодно издавать законы. Да, эти конституционные нормы пока не реализовывались, и наверняка их реализация может вызвать негативную реакцию в обществе, например, о конституционном праве Президента ежегодно распускать Парламент страны по истечении одного года после предыдущего роспуска.
Что же касается исполнительной власти в лице правительства и акимов всех уровней, то это единственная ветвь власти, которая реализует свои конституционные полномочия в полной мере, а иной раз даже в большей, чем надо.
Всё сказанное говорит о том, что именно политика формирует право, что реализация гражданских прав и свобод каждого отдельно взятого человека зависит не столько от него самого, сколько от народа и общества в целом - через выборы, референдум, НПО и т.д. Не зря говорят: «Народ имеет такую власть, которую он заслуживает».
Сымбат УКИН, кандидат юридических наук
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]