На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 27 (171)
7 июля 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Культура
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Полоса отчуждения
Частное мнение
Страна советов
36,6 С
Абонентский ящик
Абитуриент-2005
Квартирный вопрос
Арт-обстрел
Судьба человека
Автосалон
Качество жизни
Спорт
Hi-Tech
Наша экспертиза
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Частное мнение  
[an error occurred while processing this directive]

ЛИЛИЯ ЛЕСКОВА: «АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ БЮДЖЕТА СНИЖЕНА»

Полгода назад в области был создан Департамент экономики и бюджетного планирования. Своим мнением по вопросам бюджетообразования с корреспондентом «НГ» делится Лилия Лескова, директор этой организации.

Производная производства

Лилия Гербертовна, департамент, который вы возглавляете, был создан относительно недавно. Вы пришли сюда с должности заместителя акима Лисаковска. Как чувствуете себя на новом месте?

Да, наш департамент был создан только первого января. Основная его функция – бюджетное планирование, «увязанное» на экономике. Прежде этим занимались другие департаменты в той или иной степени, и это все было сложно устроено. Во всём должен быть программный, целевой подход, как на уровне области, так и на уровне государства. Конечно, Лисаковск поменьше Костаная, но если вы помните, город жил и работал в рамках механизмов свободной экономической зоны (СЭЗ). Нам поставили условие: если вы не разработаете программу свободной экономической зоны, не увяжете ее со своими финансовыми возможностями, правительство лишит город статуса «свободной экономической зоны». У государства нет возможности производить дополнительные вливания на реализацию этого проекта. И этот подход позволил  вывести город из кризиса.

В департаменте экономики и бюджетного планирования мне, если честно, очень интересно работать. Мы со своей командой работаем на перспективу. Большую совместную работу проводим с отраслевыми департаментами по уточнению стратегии развития нашей области. Кроме того, нами проводится мониторинг эффективности использования бюджетных средств на реализацию отраслевых программ.

Есть мнение, что сегодня наши люди живут «неоправданно хорошо». Появляются развлекательные центры, хотя сначала надо бы поднимать производство, подтягивать социальную сферу…

Это слишком категоричное мнение. Приведу всего несколько цифр. Например, объем производства в 2001 году в денежном выражении был 62 млрд.тенге, а в 2004-м году уже – 145 млрд.тенге. Объем валовой продукции аграрного сектора в 2001-м году составлял 81 млрд.тенге, а в 2004-м году – 91 млрд.тенге. Объем инвестиций в основной капитал за аналогичный период вырос с 17 млрд. до 39 млрд. 400 млн. Инвестиции были вложены в строительство новых промышленных, социальных объектов, обновление технологий и создание рабочих мест. Рост перечисленных показателей позволил увеличить поступление налогов и других платежей с 22 млрд.тенге в 2001-м до 41 млрд. 600 млн. тенге в 2004 году. Отсюда и развитие социальной сферы, повышение заработной платы, социальных выплат.

          «Неинтересный» бизнес

Многие государственные предприятия являются монополистами, однако эти же ГКП согласно отчетам являются убыточными. Как государство позволяет себе содержать таких горе-менеджеров, которые не в состоянии эффективно руководить предприятиями?

Вообще-то этот вопрос – не  моей компетенции. Есть, конечно, местные коммунальные предприятия, которые имеют убытки, но с ними работают. В областном акимате создана специальная комиссия, которую возглавляет заместитель акима области по экономическим и финансовым вопросам Альберт Рау. На совещаниях рассматриваются итоги работы таких предприятий, вырабатываются механизмы по снижению убыточности. Это и понятно: ведь в основном ГКП созданы для решения определенных социальных задач, которыми «неинтересно» заниматься бизнесменам.

Так с чем же, по-вашему, связана парадоксальная убыточность монополистов, в частности, железных дорог?

Убыточность предприятий зависит от многих факторов. В первую очередь, считаю, слабый менеджмент управления. Во вторую: вы коснулись железной дороги. Железнодорожные вокзалы убыточны по причине высокой стоимости их содержания. Большие помещения не приносят дохода, за исключением доходов от  аренды железнодорожными кассами и  небольшими киосками. В итоге убытки появляются еще и от несоответствия тарифов и фактических затрат.

                    О меценатстве и… сессиях

Почему у нас государственные учреждения должны искать спонсоров, несмотря на то, что часто бюджетные средства недоосваиваются?

Вы сейчас говорите то, что говорят все. Но к этим вопросам нужно подходить более серьезно. Эти остатки неосвоенных средств образуются из-за того, что очень сложно идут тендеры по государственным закупкам. Должны быть соблюдены все условия. Если потенциальные участники хоть запятую не так поставят или одну тенге не так посчитают, то конкурс признается несостоявшимся. В конце концов, все это сдерживает и затягивает процесс расходования средств. Но эти деньги не свободные, они расписаны под определенные бюджетные мероприятия. Что касается спонсорских средств, например, в школах их запрещено брать, но директора хитрят. Создаются различные неправительственные фонды или еще какие-то объединения, куда вкладываются добровольно деньги родителей. Потом эти деньги идут на  обустройство школ. Мне трудно говорить о спонсорских мероприятиях, потому что в нашем департаменте они не учитываются. 

Хорошо. Приведем конкретный пример, когда аким области Сергей Кулагин публично заявил главному врачу областной детской больницы, что он должен сам искать спонсоров для ремонта больницы.

Это не моя тема. Но однозначно - на все денег не хватает и не может хватать. Наша область субвенционная, то есть зависит от республиканского бюджета. Сегодня акимом области делается очень много для того чтобы довести бюджетную обеспеченность Костанайской области до среднереспубликанских показателей. И уже с начала года удалось на выравнивание бюджетной обеспеченности получить из республиканского бюджета более 3 млрд.тенге.  Говорит ли факт субвенционности области о том, что мы плохо работаем? Нет. Просто, в соответствии с действующим законодательством, финансовые потоки распределены таким образом, что от общей суммы налогов в области остается средств, порядка, 35-37 процентов. К примеру, в прошлом году было собрано доходов в сумме 41 млрд. тенге, и только 16 млрд.тенге осталось в распоряжении области. Более 25 млрд. тенге мы передаем в республику, и при этом по бюджетной обеспеченности область находится все еще на 13 месте в стране. Радует то, что у нас зависимость бюджета от алкогольной продукции снижается, это положительная тенденция. Снижается зависимость от горнорудных предприятий, работают другие сектора экономики и это хорошо. Меценатство никогда не запрещалось. Если бы было достаточно средств в местном бюджете то, наверное, к спонсорам никто не обращался бы. 

Лилия Гербертовна, часто приходится бывать на сессиях маслихата, на обсуждении бюджета. Если честно, зачастую просто скучно – полный «одобрямс» без возражений…

Все вопросы обсуждаются на бюджетной комиссии, и это нормально. Скандал мог бы возникнуть, если какой-то вопрос до конца не проработали. А это уже нам минус. Если у депутатов есть замечания, то мы тут же вносим поправки, а потом на сессии принимается нормальный подготовленный документ. Я вам даже скажу, что теперь на сессиях будет еще скучнее – на три года бюджет уже утвержден и межбюджетные отношения с районами, городами изменяться не будут. То есть у акимов районов и городов есть заинтересованность в развитии экономики и увеличении собственной налоговой базы.

Аркалык – зона контроля

Кстати, насчет свободных экономических зон, о которых вы упоминали. Насколько это актуально для Аркалыка?

Да, нам было дано поручение внести предложения по совершенствованию Закона РК «О специальных экономических зонах». И мы их подготовили. Что касается команды руководства Аркалыка, то все зависит теперь от них. Они должны сами определиться что им сделать для развития города и реально оценить свои возможности. 

А что конкретно уже решено по выводу этого города из депрессии?

В этом году в рамках реализации программы было выделено 450 миллионов тенге из резерва правительства. Все это благодаря большой работе руководства области. Ведь такого еще не было, чтобы премьер-министр приезжал в Аркалык. Вывести город из кризиса можно только тогда, когда будет создан определенный экономический потенциал, и в тоже время параллельно будет подниматься социальная сфера. Когда разрабатывалась программа, мы исходили из того, что можно развить в городе.

Что же оказалось наиболее приоритетным?

Мы обратили внимание на производство запасных частей на сельскохозяйственную технику, кубовидного и обычного щебня, облицовочного камня, комбикормов, крепких напитков, организацию мини-цеха по переработке мяса и молока. Есть возможность увеличить объем производства асфальта и железобетонных изделий. Если это все будет вовремя реализовано, то к 2006 году объем производства будет увеличен на 800 миллионов тенге, а к 2010-му году уже на 954 миллиона тенге. Но это касается только промышленности. По агропромышленному комплексу есть возможность ввести в оборот еще 39 тысяч гектар земли. Сегодня в Аркалыке для этого не хватает техники. Из-за этого  сроки уборки урожая растягиваются примерно в два раза. Введение в оборот этих земель даст в 2007 году 527 млн. тенге прироста к объему производства, а к 2010 году уже 811 млн.тенге, причем это по скромным подсчетам. Все мероприятия по сельскому хозяйству позволят увеличить объемы производства в 2010 году на 1 млрд. 158 миллионов тенге.

А что же с домами в «мертвых» микрорайонах, не будут же их восстанавливать?

Конечно, достраивать их никто не собирается. Этот вопрос , что будет с ними еще на республиканском уровне не решен . Проблема в том, что у каждой квартиры есть собственник, по этой причине даже дома разобрать нельзя. Это повлечет за собой судебные тяжбы. Еще одна проблема: в сложное для Аркалыка время переселили жителей из микрорайонов в центральный жилой массив. Теперь, когда люди отремонтировали жилье, все те, кто уезжал, возвращаются. Через суд восстанавливают право на квартиры.  Таким образом, первые вообще остаются без жилья. Согласно рекомендациям, которые были даны правительством, Аркалык должен стать центром медицинских, культурных и образовательных услуг для Тургайского региона. На это ,в частности, и выделены первые трансферты.

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

AWARD-2005
Участник Казахстанской Интернет-премии Award 2005
Наш сайт принимает участие в Казахстанском конкурсе интернет ресурсов AWARD 2005.
Голосуйте за нас!
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ЛИЛИЯ ЛЕСКОВА: «АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ БЮДЖЕТА СНИЖЕНА»
Полгода назад в области был создан Департамент экономики и бюджетного планирования. Своим мнением по вопросам бюджетообразования с корреспондентом «НГ» делится Лилия Лескова, директор этой организации.

СПРАВКА «НГ»
Лескова Лилия Гербертовна...