[an error occurred while processing this directive]
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ – В КРАСНУЮ КНИГУ?
Юрий Бондаренко, профессор КГУ им.Байтурсынова
Практически завершён вузовский учебный год. А всякое завершение наталкивает на размышления. Тем более что наш старый корабль вузовского образования нынче движется под флагом реформ мирового масштаба. Если считанные десятилетия назад мы, будучи ещё единым Союзом, всё норовили догнать и перегнать Америку, то сегодня с тем же рвением спешим влиться в «мировую цивилизацию». Что ж, и бег вперегонки, и игры во «вливание», дело, по-своему, небесполезное. Как говорится: «Не догоню, хоть согреюсь». Но вот как оценить бега в пору перманентных реформ, которые, наконец-то, докатились до нашего родного образования, и не только докатились, но уже и захлёстывают его своей цунамистой волной?
Тут – целое ристалище для споров. Многие, и вполне разумно, находят изъяны в реформах. Логично доказывают, что сведение всего и вся к тестированию напоминает не столь уж давнюю «кукурузизацию» всей страны, над которой довольно едко посмеивались наши охочие до острого словца соотечественники. Переделали же завещание великого Тараса под завещание адепта кукурузы Никиты Хрущева:
«Как умру, похороните
в милой кукурузе.
Справа, слева – кукуруза,
химия – на пузе».
А какие строки посвятят нынешним реформаторам? Не будем гадать. Пусть их ищут собиратели фольклора.
Задумаемся только над тем, что, точнее кто пока остается в тени. Кто же это? Да преподаватель и сотрудник, будь то профессор, ассистент или лаборант. Недавно Солженицын, коснувшись разговоров о «русской идее», заметил, что главная «русская идея» - это «сбережение народа» (слова, прозвучавшие еще в восемнадцатом веке). Перефразируя слова писателя, можно было бы сказать, что в сфере образования и, в частности, образования вузовского, главное – не то, что именуют реформами или антиреформами, а отношение к преподавателю. Положение же вузовского преподавателя, и не только в Казахстане, все более становится просто катастрофическим. Боюсь, если и дальше так пойдет дело, то преподаватель как таковой просто превратится в вымирающий тип, который ни одна Красная книга не спасёт. И дело тут не только в зарплатах, которые, конечно же, у работников вузов также ничтожно малы по сравнению с затрачиваемыми силами, как и у массы трудящихся вообще. Серьёзные деньги сегодня дает так называемый «бизнес», а не собственно производительный и интеллектуальный труд.
Но, думается, вопрос об оплате неразрывно связан с вопросом о статусе преподавателя и его предельных возможностях. Ведь мы сегодня видим, что нынешние реформы пытаются соединить «Запорожец» с мотором «шестисотого» и кинуть это чудо инженерной мысли на наши родные ухабистые дороги. Иными словами, славя зарубежный опыт, кредиты и прочая и прочая, мы начисто забываем о зарплатах преподавателей и сотрудников «западных вузов» и их учебной нагрузке. Да и об объемах учебной работы в советское время тоже стали забывать. И что же в итоге? В итоге главный капитал преподавателя – его свободное время – съёживается, как бальзаковская шагреневая кожа. А ведь свободное время преподавателя – это фундамент его творческого потенциала. Преподаватель, которому некогда перелистать учебники, не то что книги, преподаватель, который ограничен в возможностях посещения концертов, путешествий по миру и т.д., и т.п., исподволь, но уверенно превращается из Учителя во Времяпожирателя студентов, которые за такое времяпожирание еще и платят!
Но, впрочем, может быть, время собственно преподавателей, лекторов уходит, как ушло безвозвратно время саков и могикан? Ведь заметил же один из российских авторитетов в теледискуссии, развернувшейся на канале «Культура», что в мире Интернета блестящие лектора уходят в прошлое. Так, может быть, и Лектор, и Учитель и в самом деле скоро будут и вовсе не востребованы? А как думаете вы, уважаемый читатель?
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]