На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 19 (163)
12 мая 2005 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Культура
Забойный отдел
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Частное мнение
Страна советов
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Море ясности
Поиск
Рыбацкий клуб
Спорт
Магазин
Зарядка для ума
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Частное мнение  
[an error occurred while processing this directive]

АЛЕКСАНДР АСТАПКОВ: «МЫ ОБРАЗОВЫВАЕМ, АМЕРИКАНЦЫ ОБУЧАЮТ».

Без воспитания

- Самое главное, что я извлек для себя после поездки в Америку, - это четкое разграничение понятий образование и обучение. Казахстанские педагоги образовывают, американские – обучают. Мы только вводим школьников в курс дела, то есть рассказываем им то, что уже известно человечеству.  А они этот этап прошли. Если на уроках математики в наших учебных заведениях ученикам представляют какую-то новую формулу, то педагог говорит: «Её можно использовать так-то и так-то». При этом учитель не будет заострять внимание на том, как она получилась и что произойдет после её применения. Американские же школьники будут эту формулу выводить. Ещё один пример. Тема очередного урока биологии: «Инфузория-туфелька». Мы рассказали своим ученикам, что это такое, показали на карте. Они же отследят её жизнь, сфотографируют и так далее.

Американские педагоги не понимают, зачем постоянно привлекать школьников к участию в олимпиадах, других научно-практических конкурсах. Безусловно, за границей они тоже имеют место быть, но учебные заведения не имеют к ним отношения. Участие в подобных состязаниях – это личное дело каждого учащегося. Если ему пригодится это в будущем для создания карьеры, то никто не будет ему препятствовать. У нас же по причине того, что рейтинг школы складывается из личных достижений её воспитанников, идёт постоянное воздействие: «Участвуй, участвуй!» Хотят они этого или не хотят.

Различие между образованием и обучением определяет также количество дисциплин в программах американских школ. Учащиеся среднего звена проходят не более шести предметов, старшего – не более восьми. Это обязательные дисциплины, от которых нельзя отказаться, потому что они как раз призваны обучать.

В американской школе нет такого понятия,  как воспитательная работа. Когда мы поинтересовались на этот счет у иностранных коллег, они даже удивились. В тех случаях, когда мы произносим слово идеология, для них приемлемо только одно существительное - образование. По их мнению, школа должна учить и ничего больше. А через процесс обучения она как раз и будет воспитывать.

Дополнительного образования в США тоже не существует. В принципе, оно там и не нужно. Если ученик желает овладеть какими-то навыками, ему достаточно выбрать из списка второстепенных  дисциплин школьной программы подходящий предмет и посещать его из года в год. К дополнительному образованию здесь можно отнести, пожалуй, только спортивные клубы. Но и в тех тренерский состав не обязательно представлен педагогами.

Советские корни

Во время посещения школ города Шарлот мне очень приглянулся метод проектов, на который опираются в своей работе иностранные коллеги. Что это значит? Ты только идешь по коридору учебного заведения, ещё даже не заходил в кабинет, но уже знаешь, где какой класс занимается, у кого сегодня день рождения, какой материал школьниками изучен, а какой им предстоит пройти. Вся эта информация располагается рядом с входом в учебные классы. Здесь же школьники размещают проекты, которые только что выполняли на уроках.

Если они изучают проценты, то не просто с точки зрения теории. Они будут их рисовать, расчерчивать на листах, закрашивать, а после свои творения вывесят в коридоре школы. Примечательно, что родители таким образом могут видеть успехи своих детей. Успеваемость ученика можно также проверить на сайтах, которые имеют почти все школы.  Там же учащийся, в случае отсутствия на занятиях, может узнать, что было задано на дом.

В американских школах очень хорошо развита система МЕЛКОГО поощрения. Дипломами и грамотами они тоже награждают своих школьников. Но помимо этого, в каждом классе учитель сам старается найти способ, как поддержать тщеславие ученика. К примеру, в одном кабинете начальной школы педагог просто вывесил на стене список своих воспитанников. После того как кто-то из них отличится, учитель с помощью обычных бельевых прищепок вывесит напротив его фамилии высший балл. Такой вот тонкий подход к развитию лидерских качеств.

Каких-то инновационных подходов в американской педагогике нам, к сожалению, увидеть не удалось. Даже иностранным коллегам оказались близки труды Выгодского. В одном колледже заведующая кафедрой педагогики призналась, что они тоже опираются на труды советского ученого.

Деньги - залог успеха

Основная причина, почему казахстанские педагоги вынуждены образовывать, в то время как наши иностранные коллеги занимаются обучением, - финансирование. Без достаточного количества денег образованию трудно достичь своей цели, как бы мы ни старались. Будучи на стажировке в городе Шарлот, я провёл один день в мэрии и увидел, что там власти не считают образование второстепенной структурой. Сразу оговорюсь. Все, о чем я буду говорить, касается только штата Северная Каролина. К примеру, в штате Небраска, где я стажировался в прошлом году, дети даже учебники приобретали сами. Здесь же их выдают бесплатно.

Начнем с того, что только в государственных школах города учится 121 000 ребят. Ещё треть школьников посещает частные учебные заведения, доля которых здесь составляет почти 30 процентов. Ежегодно количество учащихся возрастает на 3000 человек. Соответственно, каждый раз возникает потребность в возведении как минимум двух-трёх школ. И они строят, и делают это основательно.

На каждого ученика в год здесь тратится 6000 – 12 000 долларов. Частные школы по финансовому состоянию еще богаче. В одном из таких учебных заведений, где мне довелось побывать, годовой бюджет составляет 30 млн. долларов. Для нас это ПОЛТОРА ГОДОВОГО БЮДЖЕТА ВСЕГО РУДНОГО. Не одной школы и даже не сферы образования, а целого города!

В штате Северная Каролина на образование выделяются очень большие деньги. Приведу несколько примеров.

Первое. Для того чтобы учитель задерживался после основного рабочего времени (всем известно, что зарплата педагогов одна из самых низких), здесь существует специальная программа выделения грантов. К примеру, в одной из школ довелось пообщаться с учителем истории. На следующий год он будет преподавать историю Древней Греции и Рима. В этом году он подает заявку на получение гранта для двухнедельной поездки в эти страны и участия в раскопках. Таким образом, он не просто подготовится к новому курсу, расширит свой кругозор, но ещё и отдохнет.

Второе. В каждом кабинете школы есть компьютер, куда педагоги вносят выставляемые оценки. Допустим, департаменту образования надо срочно получить информацию об успеваемости в определенном учебном заведении. Тогда его специалисты просто открывают базу данных и смотрят. Не приходится здесь сталкиваться с бюрократической волокитой и в случае перехода учащегося из одной школы в другую. Все личные дела учеников американцы хранят не в учебных заведениях, а непосредственно в департаменте образования.

Третье. Наличие компьютеров для детей-инвалидов с самыми различными дефектами – для них дело привычное. Нам показали учебное заведение, где занимаются такие ребята. Дети, которых мы встретили там, у нас не то что в школу не ходят, а даже квартиру не покидают. В Америке же они получают образование, пусть и элементарное. Причём весь процесс обучения компьютеризирован. Для тех, кто лишён возможности передвигаться, либо не имеет рук, есть специальные приставки для управления техникой с помощью головы. Есть машины, которые работают, улавливая движение зрачков глаз. Аналогичным оборудованием оснащена городская публичная библиотека.

Четвертое. В начальной школе, помимо учителя, в каждом классе на занятиях присутствует ассистент. Если, к примеру, Джек плохо понимает тему, помощник тут же подсаживается к нему и начинает шёпотом объяснять и подсказывать. В тех случаях, когда подобных проблем не возникает, ассистент просто помогает учителю проверять учеников или готовиться к занятиям.

Пятое. В управлении полиции, где мне тоже посчастливилось побывать, создана специальная структура, которая работает только со школьниками. Определенная категория служащих, задействованная в ней, никакими другими делами больше не занимается. При этом основная задача их деятельности – отнюдь не задержание учащегося после совершения правонарушения, а предупреждение последнего. С этой целью школьные полицейские организуют спортивные секции и туристические клубы. Вдобавок ко всему в каждом учебном заведении имеется свой участковый. К примеру, если школьник пропускает занятия, а от родителей при этом никакой информации не поступает, то полицейский едет на своей машине домой к ученику и проясняет ситуацию.

Сказать, что у них всё идеально, было бы неправдой. Категория школьников, совершивших преступления, у них тоже есть. Таких ребят обучают в специальных школах. Из класса в класс они переходят только в сопровождении полицейского. Однажды мы проходили по коридору в таком учебном заведении, и прозвенел звонок с урока. Всех учеников тут же остановили и поставили лицом к стенке. Так продолжалось, пока мы не ушли.   

Виталия КАРАБАНОВА

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

АЛЕКСАНДР АСТАПКОВ: «МЫ ОБРАЗОВЫВАЕМ, АМЕРИКАНЦЫ ОБУЧАЮТ».
В апреле этого года директора десяти школ Костанайской области перенимали опыт у иностранных коллег из города Шарлот (Северная Каролина, США). Участник делегации, директор рудненской гимназии №2 Александр Астапков сравнивает систему американского управления образованием и процесс обучения в Казахстане.