[an error occurred while processing this directive]
ПОЕЗД ТРОНУЛСЯ
Реструктуризация на железнодорожном вокзале привела к настоящей неразберихе. Железнодорожные пути – в одни руки, вагоны в другие, постельное белье – в третьи. От этого, как признают сами железнодорожники, и снизилось качество обслуживания пассажиров. Обещают, что временно….
Срочное редакционное задание, и я уже на железнодорожном вокзале, стою в очереди за билетом до Аркалыка. Признаться, это была моя первая поездка по направлению, как мне поначалу казалось, далеко не популярного маршрута. Оказалось наоборот. Билеты в купейный и в плацкартный вагоны, как объяснила кассир, раскупают за несколько дней до отъезда. Я же пришла за пару часов до отправления, так что приютиться было уже негде. И это при том, что поезд ходит ежедневно.
Выход виделся один, не самый лучший, но на тот момент единственный – общий вагон. Те, кому пришлось провести в общем вагоне хотя бы ночь, поймет, к каким неудобствам приходится заранее себя морально подготовить, тем более, если поездка является рабочей, и прямо с утра в чужом городе необходимо перелопатить кучу дел. Долго раздумывать не пришлось - позади толпа народу, желающего хоть как-нибудь, но добраться до Аркалыка или до попутного посёлка.
Итак, билеты для меня и фотокора по 624 тенге за каждый со скрипом в душе все-таки были куплены. Но я еще тогда и представить себе не могла, чего придется насмотреться и чего нанюхаться на протяжении 30-ти часов с перерывом на сутки увлекательного путешествия в оба конца.
Как селедки в банке
Долгожданное отправление в 19.35 вечера. В нашем общем - куча народу, каждый старается «забить» побольше места, чтобы ночью прилечь да поспать. Одна женщина чуть не подралась с пьяненьким мужичком, который настойчиво претендовал на верхнюю полку. В вагоне ни одеял, ни подушек с постельным бельем не выдают, так что спят люди на чем придется. Некоторые, приноровившись, таскают за собой небольшие матрасики - как Ольга Шерстова, частный предприниматель. В таких условиях она мотается не первый год. По её словам, каждый раз, в какое бы время года или день недели не приходилось ехать, поезд всегда набит до придела.
- Бывает, что яблоку негде упасть, - сетует Ольга Владимировна. - Чем дальше от Костаная, тем сложнее ехать. На каждой станции в вагон подсаживают народ и именно в общий. Бедные люди от безысходности готовы друг на друге сидеть, терпеть антисанитарию. Вы бы поглядели, что в туалете делается! Запах такой, что дышать нечем. По уму за этим должны следить если не начальник поезда, так проводники. Выхода у людей нет, ехать все равно надо. Ведь кроме как на этом поезде в Аркалык никак не доберешься, особенно зимой. Так что спрос на билеты в этом направлении всегда есть. И при этом не надо никому заморачиваться, прицеплять дополнительные вагоны. Одно непонятно, сколько над людьми издеваться-то еще будут?
Ни в больницу, ни на базар
Кроме того, что людям постоянно не хватает в вагонах мест, так еще и расписание поезда не совсем удобное. Отправившись вечером из Костаная в Аркалык, поезд прибудет только ближе к обеду. На обратном пути та же история - в Костанае можно оказаться лишь в начале второго часа пополудни. В чем же конкретное неудобство? Выяснилось, что основная масса пассажиров едет в областной центр за медицинской помощью и продуктами, которые в Аркалыке стоят на порядок выше. К примеру, молоко, если магазинное, от 100 тенге, цена за десяток яиц может доходить до 200 тенге, с творогом такая же песня. Так что, как сказала повариха в гостинице, где нам пришлось куковать одну ночь за 1900 тенге, покупать эти продукты лучше с рук и домашние. Это и дешевле, и вкуснее.
В общем, времени на то и другое остается в обрез. Если остановиться не у кого, то вряд ли что успеется, если учитывать, что прием костанайские врачи узкой специализации (эндокринолог, отоларинголог и онколог) в основном ведут до четырех часов дня, да и рынки работают не дольше этого времени.
- Получается, что едешь, так сказать, на удачу, с надеждой, что в больнице не будет большой очереди, и врач тебя всё-таки примет, - жалуется Андрей из поселка под Аркалыком.
Решением проблемы занялся аким области Сергей Кулагин. Он уже не раз говорил, что вскоре все разрешится и станет на свои места, мол, и вагон будет, и время. Беспокойство, наверняка, в первую очередь связано с частыми поездками в оба конца чиновников разного ранга. Все областные активы или аппаратные совещания проходят, в большинстве случаев, до обеда. Вопрос, удобно ли это чиновнику?
«Здесь будет спать департамент»
Чем ближе подходило время к полуночи, тем чаще приходила мысль о том, куда мне склонить свою уставшую голову и поспать. Рядам с нами сидела молодая женщина, работник департамента культуры. Её все по той же причине, что и у нас с фотокорреспондентом: билеты покупать нужно заранее, занесло в общий вагон. Правда предприимчивая дама, в отличие от нас, с местом на ночь уже определилась, строго сказав, указывая на узкую пластмассовую верхнюю полку «здесь будет спать департамент».
Беспокойство нарастало с каждым получасом, все чаще наш поезд дергался, то останавливаясь, то трогаясь вновь, и с каждым разом пассажиров становилось все больше. В вагоне прибавлялось народу курящего и пьющего, воздух наполнялся дымом, перегаром, сюда же примешивался специфический запах людского пота и копченой рыбы. Стоял дикий галдеж, мужики, выиграв партию в карты, орали от радости как сумасшедшие. Кто-то спешил протиснуться сквозь нагроможденные прямо в проходе баулы, спотыкаясь о чьи-то ноги по дороге в тамбур, с усмешкой ругаясь.
Поинтересовалась у проводника: мол, из газеты, едем в Аркалык, скажите, почему постоянно подсаживают людей в вагон, мест ведь больше нет.
- Вы что, первый раз едете? Тогда привыкайте. Работа у нас такая - людей перевозить. Отказать, простите, не можем и сами вагон дополнительный прицепить тоже не в силах, - возмущался проводник.
Попасть к начальнику поезда в эту ночь не удалось, объяснили, что он очень занят. Только на следующей станции, доплатив 200 тенге за два места в плацкартном вагоне и по 160 тенге за постельное белье заботливому проводнику, у которого «случайно» нашлось два свободных места, можно было вздохнуть с облегчением и уснуть до утра.
Сырость за деньги
Встреча с начальником поезда Ермуханом Сарбасовым произошла на обратном пути в купейном вагоне (билеты были куплены еще в Кустанае). Казалось бы, хуже, чем было в начале, уже и не бывать, ан нет… Недоступное общему вагону постельное белье оказалось серым, с характерным запахом хозяйственного мыла, влажным, не глаженным, не упакованным, да еще все в каких-то волосах. После оживлённого обмена мнениями на эту тему с проводницей желание поговорить со мной изъявил и сам Ермухан Мулдагалиевич. По словам начальника, белье вынимают из пакетов, чтобы клиенту было удобнее.
О том, что такое удобство идет вразрез с санитарными нормами, «НГ» сообщил главный специалист санитарного отдела «Костанайского структурного управления Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте» Юрий Мороз:
- За подобного рода дела в прошлом году было оштрафовано на пять МРП 93 проводника. Среди основных нарушений - антисанитария в туалетах и в купе. Бывает, что и питьевая вода не соответствует санитарным нормам.
Только вот услуги, которые предоставляются в поездах, даже после штрафа лучше почему-то не стали. Мало штрафуют?
В среднем, как сказал начальник ТОО «Жол-Серек Костанай» Мустафа Жумаев, контролирующий работу проводников, их месячный оклад составляет 30-35 тысяч тенге, начальник поезда получает немногим больше, в зависимости от категории.
Хорошей добавкой к заработной плате, как выяснилось, могут стать и неофициальные заработки.
- В каждом вагоне существуют катушечные билеты, на случай, когда остановки приходится делать на нетарифных станциях, - говорит Мустафа Ильясович.
Это означает, что цену на билет устанавливает сам проводник по предварительному согласованию с начальником поезда. И как тут, интересно, проконтролируешь - что пошло в общую кассу, а что осело в личных карманах. Нетарифных станций от Костаная до Аркалыка - больше 30-ти. Только на одной из них зашло целое семейство: мать, бабушка, дети с сумками и мешками загруженными до отказа, до Аркалыка оставалось езды чуть больше часа. Старушка заплатила 500 тенге.
Что касается дополнительных вагонов, то, по словам г-на Жумаева, к лету два вагона – общий и плацкартный, все-таки могут прицепить к поезду «Аркалык-Костанай». Оказывается, с вагонами на железной дороге большая проблема – дефицит, как объяснили. Всего в Казахстане 81 пассажирский вагон, но ездят по рельсам только 56, и в основном на маршрутах дальнего следования. Остальные находятся на ремонте, который стараются выполнить в зимнее время года.
- Сейчас просто небольшая неразбериха происходит. В январе произошла реструктуризация, железнодорожные пути принадлежат одним, вагоны приходится арендовать у других, за качество белья вообще отвечают третьи, - объясняет Мустафа Ильясович.
В перспективе находится и снабжение пригородных поездов чистым и новым бельем. Сейчас из Астаны ожидается посылка на 9000 комплектов постельного белья.
В общем, поездка закончилась тем, что всю последующую неделю я только и делала, что пыталась избавиться от чувства тошнотворного поездного запаха в носу. Одно радует – ехать в Аркалык, по крайней мере, в ближайшее время, мне не придется. В отличие от сотен постоянных пассажиров. А там - кто знает, может что-то и переменится…
Аркалык-Костанай
Лариса ЛЫКАСОВА
[an error occurred while processing this directive]