На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 53 (144)
30 декабря 2004 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Забойный отдел
Наш бизнес
История жизни
Агромаркет
Страна и мир
Спецназ
Неслучайные связи
Поиск
Автосалон
Спартакиада
Магазин
Либидо
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

[an error occurred while processing this directive]

ОДНОЙ БЕДОЙ В ПОЛЬШЕ МЕНЬШЕ

Группа журналистов из Казахстана прилетела в Варшаву поздно вечером. Встретившие нас сотрудники фонда «Солидарность» после размещения в гостинице посоветовали отсыпаться и ждать, когда утром придут волонтеры. Естественно, никто спать не стал, и все дружно отправились на прогулку по ночному городу.

Тут и выяснилось, что иностранцу, впервые попавшему в Варшаву, не нужно выпытывать у прохожих, как проехать в тот или иной район столицы Польши. На каждой автобусной остановке висит не только расписание движения всех останавливающихся автобусов и трамваев, но и их подробный маршрут. При этом нет необходимости гадать, как скоро подъедет нужный автобус – по общественному транспорту в Польше можно сверять часы. Небольшое отклонение - на пару минут - лишь в часы пик. В салоне автобусов также расписан полный путь каждого маршрута, а каждая остановка высвечивается на электронном табло. Пассажиры в Польше открывают двери в автобусах, нажимая на специальные кнопки. Причем сделать это можно как изнутри, так и с улицы.

Сами автобусы в Варшаве - это не наши маленькие и тесные «Газели». Горожан возят исключительно длинномерные немецкие MAN. На некоторых маршрутах - венгерские Икарусы. Но все они исправны, не чадят и не дребезжат, как у нас. Разовый проезд в общественном транспорте довольно дорог - два злотых сорок грошей. В пересчёте на казахстанскую валюту - 96 тенге. Но в каждом киоске можно купить проездные билеты. К примеру, недельный проездной стоит 24 злотых (960 тенге). Для студентов, школьников, инвалидов и ветеранов цены значительно ниже. Проездной действителен и в автобусах, и в метро, и в трамвае. Сам билет представляет собой карточку с магнитной полосой, которую активизируют при помощи специальных аппаратов, установленных в каждом транспортном средстве. Так что не нужно тесниться с мелочью к водителю в переднюю дверь.

В принципе, в Польше можно ездить и зайцем - до поры до времени, пока не нарвешься на контролеров. Встреча эта более чем нежелательна - на эту работу, как правило, нанимают здоровенных накачанных детин. Таким только вышибалами в ночных клубах работать. Чтобы никто из пассажиров не смог активировать абонемент в последний момент, контролер, заходя в автобус, дистанционно блокирует все аппараты. После чего специальным сканером проверяет срок действия каждого проездного. За безбилетный проезд - штраф 120 злотых (4800 тенге). При этом размер премиальных у контролера зависит от количества пойманных безбилетников. Так однажды попался и один из членов казахстанской делегации журналистов, который забыл активировать проездной. Но тут пришла на помощь приставленная к группе переводчица, которая долго убеждала не обремененного интеллектом контролера, что в Казахстане нет такого понятия, как автобус (!), и просила простить нерадивого зайца. Зачастую под видом контролеров в автобусах действуют обычные мошенники. Поэтому в каждом автобусе висит объявление, как отличить настоящего контролера от жулика.

Для тех пассажиров, которым нужно попасть в другой район Варшавы, ходят специальные экспрессы. Эти автобусы останавливаются через пять-шесть остановок, благодаря чему весь путь займёт минут сорок. Напомню, что Варшава - мегаполис с двухмиллионным населением. Также без проблем можно добраться до нужного места и ночью - по основным маршрутам автобусы ездят каждые полчаса. Причем цена проезда не зависит от времени суток.

Весь общественный транспорт в столице Польши – муниципальный, в частные руки его не передают. Автобусы уже с завода оборудованы под использование газа в качестве горючего. Поэтому никаких баллонов на крыше, как, например, в Рудном, в Варшаве нет. Наверное поэтому, несмотря на большое количество машин, в городе чистый воздух.

Такси в Польше стоит дорого. В среднем от двух до двух с половиной злотых (80 – 90 тенге) за километр. Некоторые берут дополнительно по пять злотых за посадку. Такса за проезд, как правило, написана на автомобиле. В Варшаве всего одна линия метро, которая проходит через весь город. Подземка здесь гораздо чище, чем в Москве.

За время двухнедельного пребывания мы не разу не попали в пробку. Добираясь из аэропорта на такси, я заметил, что держа установленную скорость 60-70 км в час водитель не остановился ни на одном светофоре. Всюду горел зеленый свет. Внедрение подобной системы в Костанае рассматривается уже долгие годы. А чтобы не возникало скопления машин, власти Варшавы строят все новые и новые транспортные развязки.

О качестве дорог говорить тем более не приходится. Нашим водителям о таком покрытии остается только мечтать. Хотя местные водители жалуются, что у них трассы гораздо хуже, чем в соседней Германии. 

P.S.

Первые впечатления после возвращения в Казахстан -  поездка в маршрутном автобусе китайского производства в Алматы. Сначала у «китайца» заклинило единственную дверь,  а перед конечной остановкой вовсе отказали тормоза. Если бы автобус не ехал в гору, это закончилось бы весьма плачевно. Зато потом пассажиры маршрутки не без улыбки вспоминали, как им, словно парашютистам, пришлось прыгать из автобуса под реплики водителя: «Первый пошел, второй…» Такая вот экзотика.

Варшава - Костанай

Руслан ИЛЬЯСОВ

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ОДНОЙ БЕДОЙ В ПОЛЬШЕ МЕНЬШЕ
Группа журналистов из Казахстана прилетела в Варшаву поздно вечером. Встретившие нас сотрудники фонда «Солидарность» после размещения в гостинице посоветовали отсыпаться и ждать, когда утром придут волонтеры.

НОВЫЙ ГОД – ЗА РУЛЁМ
В Костанае в новогоднюю ночь автобусы будут курсировать по маршрутам до пяти часов утра.