РУБРИКИ
|
|
ИНФОРМАЦИЯ
|
|
РЕКЛАМА |
|
|
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005
Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005
|
|
|
[an error occurred while processing this directive]
«ПЕРВЫЙ ГВОЗДЬ» КОМОМ?
Будучи студенткой последнего курса пединститута, я интересуюсь проблемами сферы образования, где мне в скором будущем предстоит работать. Одна из самых актуальных - так называемые «учебники нового поколения», а именно их недостатки.
Достоинства «нового поколения» - хорошее качество бумаги и переплёта, авторы предлагают элементы новых технологий, направленных на опережающее обучение, включен регионоведческий материал (т.е. тексты связаны с историей и культурой Казахстана). Несмотря на это все мои знакомые учителя-практики, мягко говоря, скептически относятся к этим учебникам, причем при обсуждении этого вопроса реакция педагогов самая разная: кто-то ругается, кто-то относится с юмором - «смех сквозь слезы», кто-то говорит, что иногда пропадает желание работать и т.д. Все всё понимают, но сделать что-то с этим очень сложно. Когда несколько лет назад в наш район приезжала автор нового учебника по математике, один из учителей отметил ряд недостатков в учебнике, в ответ на что услышал, что автор впервые слышит негативный отзыв, и что нужно прежде всего ценить тот факт, что это первый отечественный учебник — как говорится в японской пословице, «торчащий гвоздь первым получает по шляпке». Заменить некоторые тексты этих учебников какими-либо другими, более доступными и корректными, рискованно - мы поможем детям усвоить материал, но помешаем им успешно сдать ЕНТ, вопросы которого составляются по материалам новых учебников.
Некоторый просвет появился после выступления Н.А. Назарбаева на съезде работников образования и науки с резкой критикой недостатков учебников нового поколения и предложением создавать альтернативные, более корректные учебники. Вслед за этим школам было спущено распоряжение: до первого ноября провести постраничный анализ новых учебников. Учителя восприняли это требование с недоумением: авторы и рецензенты учебников получили деньги за свою работу, почему учителя-практики, мнения которых раньше никто не спрашивал, должны бесплатно и в ущерб своей основной деятельности выполнять чужую и очень громоздкую работу? Однако сделали.
Вот некоторые данные постраничного анализа, так, навскидку: учебник «Естествознание» для 5 класса, авторы Есназарова У.А., Бекалай Н.:
Стр. 4 |
Солнце излучает светлые лучи (надо — световые) |
Стр. 7 |
Планеты блуждают по Вселенной (движутся по орбитам)
Комета - своеобразная звезда (небесное тело) |
Стр. 12 |
В параграфе о звездах упомянуты Венера, Юпитер: Венера - утренняя звезда, Юпитер - красная звезда (это планеты, а не звезды) |
Стр.25 |
Земля вращается вокруг какого-то предполагаемого «пупка», проходящего через Северный и Южный полюса (нет понятия о земной оси) |
Стр. 33 |
Земля один раз в году вращается вокруг Солнца (Земля делает один оборот вокруг Солнца за один год) |
Стр. 36 |
Азия со всех сторон омывается четырьмя океанами (Евразия, но не Азия) |
Стр. 42 |
Во время отсутствия Луны на Земле появляется темнота (?) |
Учебники английского языка для 5, 6 классов, авторы Аяпова Т.Т., Абильдаева З.С.: кроме прочих «ляпов» (например, сначала дети учатся читать предложения, а потом только знакомятся с алфавитом) предлагают 11-летним детям активизировать в речи такие лексические конструкции: a bottle of wine, a can of hear (бутылка вина, банка пива). А как же профилактика вредных привычек?
Слишком часто употребление слов «пьяный», «алкоголизм» и в учебнике «Биология» за 8 класс, автор Аскарова З.Ж.
Стр. 30 |
Такие люди шатаются как пьяные. Походка неустойчива и напоминает походку пьяного. (Предполагается, что любой ребенок обязан знать особенности походки пьяного человека?) |
Стр. 64 |
У людей с нарушенной психикой, с сотрясениями мозга, страдающих бессонницей, а также перенесших трудные периоды жизни, наблюдаются тяжелые формы алкоголизма (таким образом, всех педагогов можете смело причислять к алкоголикам, дорогой автор учебника!) |
«Русская словесность: фольклор и литература», 5 класс:
стр. 3-5 |
Чтобы проработать вступительную статью, ребенок должен усвоить следующие понятия: виды искусства (музыка, живопись, графика, скульптура, искусство слова), речь, магическая сила воздействия, воображаемая жизненная картина, словесность, творчество устное и письменное, художественная, мемуарная, эпистолярная, документальная, научная, деловая, переводная, оригинальная литература, изящная словесность. Итого: 16 новых понятий за один (!) час |
Стр.6 |
Новые понятия для детей в возрасте 10-11 лет: миф, мифология, мифическое сознание, антропоморфизм, анимизм, тотемизм, магия, табу, эвфемизм. |
Стр. 10 |
Попробуйте задать ребенку вопрос по прочитанной информации: почему автор учебника называет различия стадиальные, социальные, функциональные и т.д.? |
Стр. 124 Упр. 270 |
Несмотря на то что приведенные ниже примеры являются шутливыми, считаем недопустимым, что в подростковом возрасте Оборванные уши свидетельствуют о том, что родители часто воспитывают их хозяина. Уши, прижатые к голове кастрюлей, намекают, что кто-то надел ее вам на голову. |
В газете «Новый вестник» №44 от 3 ноября 2004 года помещена статья «Солнце вращается вокруг Земли. Любите книги - источник фиги», где излагается мнение учителей-практиков о новых учебниках, но эта статья производит впечатление просто констатирующей факт, «беззубой», в ней много примеров ляпов из российских, латышских учебников и очень мало - из наших. Таким образом, предлагаю вам объявить в «Нашей Газете» конкурс на самую выдающуюся найденную читателями ошибку в учебниках нового поколения. Я думаю, многие не останутся равнодушными.
Евгения Иксанова
c.Придорожное, Федоровский р-он
От редакции:
С удовольствием присоединяемся к предложению Евгении Иксановой. Присылайте найденные вами в школьных учебниках «перлы» по адресу: г.Костанай, ул.Майлина, 2/3 или на электронный ящик ng@ng.kz.
[an error occurred while processing this directive]
|
|
|