На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 51 (142)
16 декабря 2004 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Забойный отдел
Наш бизнес
Спецназ
Страна и мир
Абонентский ящик
Поиск
36,6 С
Рыбацкий клуб
Автосалон
Спартакиада
Магазин
Твой шарж
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

[an error occurred while processing this directive]

«ПЕРВЫЙ ГВОЗДЬ» КОМОМ?

Будучи студенткой последнего курса пединститута, я интересуюсь проблемами сферы образова­ния, где мне в скором будущем предстоит работать. Одна из самых актуальных - так называемые «учебники нового поколения», а именно их недостатки.

Достоинства «нового поколения» - хорошее качество бумаги и переплёта, авторы предлагают элементы новых технологий, направленных на опережающее обучение, включен регионоведческий материал (т.е. тексты связаны с историей и культурой Казахстана). Несмотря на это все мои знакомые учителя-практики, мягко говоря, скептически относятся к этим учебникам, причем при обсуждении этого вопроса реакция педагогов самая разная: кто-то ругается, кто-то относится с юмором - «смех сквозь слезы», кто-то говорит, что иногда пропадает желание работать и т.д. Все всё понимают, но сделать что-то с этим очень сложно. Когда несколько лет назад в наш район приезжала автор нового учебника по математике, один из учителей отметил ряд недостатков в учебнике, в ответ на что услышал, что автор впервые слышит негатив­ный отзыв, и что нужно прежде всего ценить тот факт, что это первый отечественный учебник — как го­ворится в японской пословице, «торчащий гвоздь первым получает по шляпке». Заменить некоторые тексты этих учебников какими-либо другими, более доступными и корректными, рискованно - мы по­можем детям усвоить материал, но помешаем им успешно сдать ЕНТ, вопросы которого составляются по материалам новых учебников.

Некоторый просвет появился после выступления Н.А. Назарбаева на съезде работников образо­вания и науки с резкой критикой недостатков учебников нового поколения и предложением создавать альтернативные, более корректные учебники. Вслед за этим школам было спущено распоряжение: до первого ноября провести постраничный анализ новых учебников. Учителя восприняли это требование с недо­умением: авторы и рецензенты учебников получили деньги за свою работу, почему учителя-практики, мнения которых раньше никто не спрашивал, должны бесплатно и в ущерб своей основной деятельности выполнять чужую и очень громоздкую работу? Однако сделали.

Вот некоторые данные постраничного анализа, так, навскидку: учебник «Естествознание» для 5 класса, авторы Есназарова У.А., Бекалай Н.:

Стр. 4

Солнце излучает светлые лучи (надо — световые)

Стр. 7

Планеты блуждают по Вселенной (движутся по орбитам)

Комета - своеобразная звезда (небесное тело)

Стр. 12

В параграфе о звездах упомянуты Венера, Юпитер: Венера -  утренняя звезда, Юпитер - красная звезда (это планеты, а не звезды)

Стр.25

Земля вращается вокруг какого-то предполагаемого «пупка», проходящего через Северный и Южный полюса (нет понятия о земной оси)

Стр. 33

Земля один раз в году вращается вокруг Солнца (Земля делает один оборот вокруг Солнца за один год)

Стр. 36

Азия со всех сторон омывается четырьмя океанами (Евразия, но не Азия)

Стр. 42

Во время отсутствия Луны на Земле появляется темнота (?)

Учебники английского языка для 5, 6 классов, авторы Аяпова Т.Т., Абильдаева З.С.: кроме прочих «ляпов» (например, сначала дети учатся читать предложения, а потом только знакомятся с алфавитом) предлагают 11-летним детям активизировать в речи такие лексиче­ские конструкции: a bottle of wine, a can of hear (бутылка вина, банка пива). А как же профилактика вредных привычек?

Слишком часто употребление слов «пьяный», «алкоголизм» и в учебнике «Биология» за 8 класс, автор Аскарова З.Ж. 

Стр. 30

Такие люди шатаются как пьяные. Походка неустойчива и напоминает походку пьяного. (Предполагается, что любой ребенок обязан знать особенности походки пьяного человека?)

Стр. 64

У людей с нарушенной психикой, с сотрясениями мозга, страдающих бессонницей, а также перенесших трудные периоды жизни, наблюдаются тяжелые формы алкоголизма (таким образом, всех педагогов можете смело причислять к алкоголикам, дорогой автор учебника!)

 «Русская словесность: фольклор и литература», 5 класс:

стр. 3-5

Чтобы проработать вступительную статью, ребенок должен усвоить следующие понятия: виды искусства (музыка, живопись, графика, скульптура, искусство слова), речь, магическая сила воздействия, воображаемая жизненная картина, словесность, творчество устное и письменное, художественная, мемуарная, эпистолярная, документальная, научная, деловая, переводная, оригинальная литература, изящная словесность. Итого: 16 новых понятий за один (!) час

Стр.6  

Новые понятия для детей в возрасте 10-11 лет: миф, мифология, мифическое сознание, антропоморфизм, анимизм, тотемизм, магия, табу, эвфемизм.

Стр. 10

Попробуйте задать ребенку вопрос по прочитанной информации: почему автор учебника называет различия стадиальные, социальные, функциональные и т.д.?

Стр. 124 Упр. 270

Несмотря на то что приведенные ниже примеры являются шутливыми, считаем недо­пустимым, что в подростковом возрасте Оборванные уши свидетельствуют о том, что родители часто воспитывают их хозяина. Уши, прижатые к голове кастрюлей, намекают, что кто-то надел ее вам на голову.

В газете «Новый вестник» №44 от 3 ноября 2004 года помещена ста­тья «Солнце вращается вокруг Земли. Любите книги - источник фиги», где излагается мнение учителей-практиков о новых учебниках, но эта статья производит впечатление просто констатирующей факт, «беззубой», в ней много примеров ляпов из российских, латышских учебников и очень мало - из наших. Таким образом, предлагаю вам объявить в «Нашей Газете» конкурс на самую выдающуюся най­денную читателями ошибку в учебниках нового поколения. Я думаю, многие не останутся равнодуш­ными.

Евгения Иксанова
c.Придорожное, Федоровский р-он

От редакции:

С удовольствием присоединяемся к предложению Евгении Иксановой. Присылайте найденные вами в школьных учебниках «перлы» по адресу: г.Костанай, ул.Майлина, 2/3 или на электронный ящик ng@ng.kz.

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

МУСОР – НА МОГИЛУ
В редакцию «НГ» обратилась учительница 5а школы Галина Кудряшова. Поводом стала статья «По ту сторону смерти», опубликованная 25-го ноября.

«ПЕРВЫЙ ГВОЗДЬ» КОМОМ?
Будучи студенткой последнего курса пединститута, я интересуюсь проблемами сферы образова­ния, где мне в скором будущем предстоит работать.

«МЫ ПРОТИВ НАЁМНИКОВ»
Ваша статья о футбольном клубе «Тобыл» («Буря в «Тоболе», №49 от 2 декабря 2004 года – «НГ») побудила нас обратиться к вам с этим письмом.

БУРЯ В ''ТОБОЛЕ''
Буря в ''Тоболе'' логически должна перейти в цунами и накрыть всех футбольных и околофутбольных ''деятелей''.