[an error occurred while processing this directive]
НИ К СЕЛУ, НИ К ГОРОДУ
Этой фразой можно охарактеризовать ситуацию в коммунальном хозяйстве в бывшем поселке городского типа Тобол. И не только в нем. Друзья по несчастью – так и не состоявшиеся «города» Кушмурун, Аманкарагай и некоторые другие. Наступает отопительный сезон, и их жители пишут жалобы во все инстанции по случаю очередного повышения тарифов. Заместитель акима поселка Тобол Бауржан Молдабаев, завидев журналиста, обреченно вздыхает: «Снова жалуются на тарифы?» И открывает папку с копиями ответов. «Не мы придумываем эти тарифы. Вот решение акима области от 16 февраля 1999 года… Вот приказ руководителя антимонопольного ведомства от 30 ноября 2001 года… А вы знаете, что с февраля текущего года мы должны были платить за обогрев квадрата жилой площади 96 тенге и 14 тиынов? Благодаря снижению социального налога вышли на 78 тенге». А они, неблагодарные, все пишут…
Жизнь и имя поселку городского типа Тобол дала узловая железнодорожная станция, появившаяся на новой магистрали в 1939 году. В первые годы целины построен был самый мощный по тем временам элеватор, известный сегодня всем зерновым трейдерам ближнего и дальнего зарубежья: здесь формируется ценовая политика экспорта зерна. К концу 90-х прошлого столетия численность населения поселка приблизилась к 20 тысячам. По генплану предполагалось строительство нового микрорайона из пятиэтажек, а потому на перспективу построили вторую котельную, втрое по мощности превосходящую первую. Сегодня численность населения Тобола, по словам заместителя поселкового акима Бауржана Молдабаева, около восьми тысяч. И этим все сказано. Лишь в последние два года маятник социального самочувствия качнулся в обратную сторону.
- Сегодня у нас уже нет пустующего жилья, - рассказывает Бауржан Мухамеджанович, - а цены на квартиры заметно выросли. Если два года назад благоустроенную трехкомнатную можно было купить за 30 тысяч тенге, то сегодня – 400-450 тысяч. Люди едут туда, где есть работа. Появились на железной дороге новые рабочие места, стабилизировались и выросли зарплаты – туда люди и потянулись из других мест области, и даже оралманы из Узбекистана. Теперь более трети населения поселка – железнодорожники и члены их семей…
Жилое ядро Тобола – 11 типовых пятиэтажек и 18 двухэтажных домов. Вокруг – частный сектор, особо не претендующий на центральное отопление. Но имеются еще две школы, недавно восстановленный кинотеатр, профтехучилище, административные здания предприятий и организаций и, естественно, станционный комплекс, которые тоже отапливаются двумя котельными ГКП «Тобол». Здесь и обозначился первый проблемный узел: население поселка уменьшилось в два с лишним раза, а обогревать его продолжают все те же, что и в советские времена, две котельные. Хотя достаточно и одной, той, что построена на перспективу развития. Проблема решаема, если вторую котельную соединить с первой. В прошлом году на эти цели в бюджете Тарановского района даже закладывались 17,5 миллиона тенге, но появились более «актуальные дыры» - капитальный ремонт Тобольской средней школы обошелся, к примеру, в 13 с лишним миллионов. И вряд ли найдутся среди жителей те, кто был бы против. В текущем неурожайном году дотационный бюджет района похудел и о соединении котельных речи даже не ведут. Единственное, чем смог район помочь ГКП, - выделил 4 с лишним миллиона тенге на закуп угля для двух котельных, которого «до нового года хватит», и чуть больше миллиона на ремонт теплотрасс.
Уголь – вот главное, что загоняет тарифы в угол. Тот самый угол неплатежеспособности населения.
- За прошлый отопительный сезон мы недополучили от населения за оказанные услуги 3,3 миллиона тенге, - поясняет директор ГКП Николай Поляничко. – Долг продолжает расти – многие оплачивают половину месячной суммы, дабы избежать отключения или других санкций. Тарифы растут объективно. Если в прошлый отопительный сезон один квадрат обогреваемой жилплощади стоил 67,2 тенге, то в начавшемся - уже более 78. Если в прошлом году нам удалось закупить тонну угля по 1350 тенге, то в текущем – по 1530 плюс 200 тенге с тонны за маневровые работы на железной дороге. Разница существенная…
К чести Николая Поляничко он делает все, чтобы избежать резкого скачка цен на тепло. В прошлом году он демонстративно отказался от услуг областного департамента коммунального имущества по централизованному закупу угля для госучреждений – уголек выходил уж больно дорогим – 1850 тенге за тонну. Провел свой тендер и закупил ту же тонну на 500 тенге дешевле. За что был вначале «удостоен» прокурорских проверок, а когда они не нашли нарушений закона – судебных исков. От департамента. Два областных суда Николай Андреевич благополучно выиграл. А если бы проиграл, то сегодняшний тариф был бы перекрыт еще в прошлом отопительном сезоне на 20 с лишним тенге! Вот такие порой «загогулины» можно обнаружить на областном коммунальном уровне. А дальше, как у поэта, «если их загогуливают, значит, это кому-то нужно»… Но в любом случае остается вопрос: что делать?
- В соседнем Аулиекольском районе есть поселок Кушмурун – ровесник Тобола, тоже начинался с железнодорожной станции, - размышляет Поляничко. – Тамошним тепловикам тонна угля обходится в 600 тенге – они берут его из Кушмурунского угольного разреза, который по соседству с поселком. От Тобола до станции Кушмурун – чуть больше сотни километров. Улавливаете мою мысль?
Эту мысль уловил даже аким области Сергей Кулагин, посетивший минувшей весной Кушмурунский угольный разрез. Он так расстроился от увиденного, что не удержался: «Не шахтеры здесь работают, а свинорои!». И попал в «десятку»: месяц назад руководство разреза продало… экскаватор, чтобы выплатить рабочим зарплату. Теперь и в самом деле пора заводить свиней: может быть они «дадут области угля – мелкого и много». Ну, а если серьезно, то еще пять лет назад с высоких трибун обещалось ежегодно, с 2002 года, выдавать на-гора по два миллиона тонн кушмурунского уголька. А поселку Тобол и нужно-то на отопительный сезон около 13 тысяч тонн… Как ни крути, а решение проблемы – на правительственном уровне.
Владимир Катков,
собственный корреспондент газеты «Литер»
специально для «Нашей Газеты»
Фото Разрез Приозерный: подземные ископаемые стали подводными
[an error occurred while processing this directive]