[an error occurred while processing this directive]
ВОДА ОСТАЛАСЬ БЕЗ ХОЗЯИНА
После реформирования и утряски всех казахстанских законов выяснилось, что ни один государственный орган не уполномочен решать вопросы водоснабжения и водоотведения, являющиеся основными в снабжения населения питьевой водой.
Более того, в Казахстане вообще нет закона, регламентирующего данную отрасль, по праву считающуюся стратегической.
До недавнего времени контроль за водоснабжением и водоотведением входил в компетенцию Комитета по делам строительства Мининдустрии и торговли РК. Однако после последней реорганизации центральных исполнительных органов эти функции вообще были упущены в каких бы то ни было упоминаниях.
В 2002 году правительство РК, а также Комитет по вопросам экологии и природопользования основательно переработали "Водный кодекс" республики - основной закон, которым надлежит пользоваться также и всем предприятиям ВКХ (водоснабжения и канализационного хозяйства).
Нормативы обновленного Водного кодекса были согласованы с действующим законодательством по трем принципиальным направлениям, - уточнена компетенция госорганов управления водными ресурсами, урегулированы вопросы собственности на водные объекты, уточнены виды водопользования. Однако вопросы водоснабжения и водоотведения оказались не затронуты в данном кодексе.
Между тем, с его принятием ранее действующие "Правила водопользования" от 1997 года оказались по сути упраздненными.
Чем может обернуться такой юридический казус для населения и предприятий ВКХ?
Теоретически все потребители (как юридические, так и физические), задолжавшие водоканалу за услуги в течение последнего года, могут легко оспорить в судебном порядке любые иски водников, так как договор между поставщиками и потребителями составлен на основе "Правил водопользования". Они, как нормативные акты, утратили свою юридическую силу. Соответственно, и все ранее заключенные договоренности также можно теоретически считать недействительными и за услуги водоканала не платить.
В свою очередь, любой "Водоканал" также теперь может отказаться от своих непосредственных обязанностей по подаче питьевой воды и отведению и очистки канализационных стоков. С упразднением "Правил водопользования" в законодательстве Казахстана просто не осталось ни одной конкретной статьи, которая бы предусматривала ответственность предприятий ВКХ за срыв своих обязательств. Заметим кстати, что в "Правилах водопользования" было 16 глав и в общей сложности более 200 статей, регламентирующих те или иные отношения и ответственность как потребителя, так и поставщика коммунальных услуг.
Юлия Латышева,
gazeta.kz
[an error occurred while processing this directive]