[an error occurred while processing this directive]
ЗАТО ЕСТЬ ТАНЦОРЫ
На днях начальник департамента дорожной полиции Казахстана Омурзак Тусумов разнес в пух и прах систему дорожного движения страны. Досталось слишком лояльному законодательству, нерадивым водителям и собственным подчиненным. Наряду с резкой критикой, главный дорожный полицейский пообещал навести порядок на дорогах. Каким же образом?
Резко ужесточить ответственность
Каждый год на дорогах Казахстана в дорожно-транспортных происшествиях погибают около четырех тысяч человек. Еще около 16 тысяч человек ежегодно получают травмы. В подавляющем большинстве случаев виновники этих смертей - водители. А корень зла - в безнаказанности.
- В Казахстане не работает принцип неотвратимости наказания, - считает Омурзак Тусумов . - В прошлом году из всей суммы штрафов, наложенных на нерадивых водителе,й взыскано было всего лишь… 39%! Дело в том, что водительское удостоверение полицейским изымать запрещено. Водитель решает сам: заплатить штраф или нет. Адреса нет ни в правах, ни в удостоверении личности. Поэтому проконтролировать уплату штрафа, начислить пеню практически нет возможности.
Но даже если водитель штраф все-таки платит, станет ли он после этого меньше нарушать? Сомнительно. Ведь штраф за основные нарушения равен одному месячному расчетному показателю, то есть 919 тенге!
Самое, пожалуй, грубое нарушение - езда в пьяном виде - карается лишением прав. Казалось бы, нет для водителя более жесткого наказания. Однако… По данным дорожной полиции, в масштабах страны только десять процентов водителей, задержанных за рулем в состоянии алкогольного опьянения, лишаются водительского удостоверения. Но даже этим водителям грех жаловаться на судьбу.
- Срок лишения прав, определяемый судом, можно назвать символическим, - считает Омурзак Тусумов. - Обычно это месяц, а то и менее. А теперь посмотрим, что получается, если нарушитель лишился водительского удостоверения на месяц. 15 дней, как положено по закону, суд ожидает подачи апелляции. По истечении этого срока, по почте, в дорожную полицию отправляется соответствующее постановление. Пока оно к нам придет, срок наказания в большинстве случаев уже истек. И водитель, сознательно допустивший грубое нарушение, весь срок наказания спокойно ездит по временному удостоверению. И в конце концов получает свои права обратно.
Департамент дорожной полиции разработал поправки в Административный кодекс и передал их в Парламент. Мажилис эти предложения уже одобрил. В ближайшее время рассматривать поправки закончит Сенат. Вполне возможно, что до конца года поправки утвердит и Президент. В этом случае минимальный срок лишения прав за управление автомобилем в нетрезвом виде составит полгода. Максимальный - до четырех лет. Лишиться прав на полгода можно будет и за регулярное нарушение правил.
Поднять имидж дорожной полиции
- Имидж дорожного полицейского упал дальше некуда, - с горечью констатировал главный дорожный полицейский. - Мы провели анализ работы и выяснилось, что 65% личного состава с таким образованием, что не имеют права работать в наших рядах. Кого только нет - агрономы, ветеринары, врачи, строители… Даже балерун у нас работает! Хотя руководство дорожной полиции заинтересовано в трех основных специальностях - нам нужны люди с образованием юридическим, автомобильным и автодорожным.
Много нареканий вызывает процедура техосмотра. Могу смело заявить, что его качество никуда не годится. Отдаешь тысячу тенге - и все, к машине даже не подойдут. Идешь потом в дорожную полицию, кидаешь еще тысячу и получаешь талон - даже проверять не будут, есть ли такая машина вообще. В Семипалатинске был дикий случай, когда старший инспектор станции диагностики через своего посредника на базаре за три тысячи тенге продавал талоны о прохождении техосмотра. С собственной подписью и печатью!
Что касается жалоб на поборы на междугородных трассах, то численность инспекторов там значительно сокращена. Однако на это «святое» место тут же пришли полицейские из других служб - в основном участковые и патрульная полиция. Дабы эту практику искоренить, министр МВД подписал приказ о закреплении каждого участка трассы за отдельной группой дорожных полицейских.
А в итоге?
Ужесточение ответственности за нарушение правил дорожного движения - это, конечно, хорошо. Но только в том случае, если инспектора каким-то чудом перестанут брать взятки. Если учесть, что чудес в жизни не бывает, то «дежурные» 200 тенге в портмоне водителя, припасенные для оплаты за мелкое нарушение или слишком въедливого гаишника, просто-напросто превратятся в гораздо большую сумму. То же самое касается и сдачи экзаменов на права. Экзаменует претендента компьютер, но права выдает полицейский, и какая разница для человека, не знающего правил, на сколько вопросов отвечать - десять или сорок?
Известный всем выход озвучил Омурзак Тусумов:
- Я считаю, что и триста долларов - не зарплата для дорожного полицейского, - заявил начальник департамента дорожной полиции.
Рядовой инспектор, проводящий все свое рабочее время на трассе, получает гораздо меньше…
Ян ОТЛАВСКИЙ
По материалам сайта www.crime.kz
[an error occurred while processing this directive]