На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 37 (128)
9 сентября 2004 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Забойный отдел
Наш бизнес
Настоящее время
Агромаркет
Страна и мир
Хранить вечно
Поиск
Квартирный вопрос
36,6 С
Рыбацкий клуб
Спартакиада
Магазин
Нужные деньги
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

[an error occurred while processing this directive]

ТРАНЗИТНЫЙ «ТУПИК»

Казахстанский газ через Костанайскую область. Возможность газифицировать десятки поселков, создать тысячи рабочих мест, заменить дорогое топливо дешевым. В середине 90-х эти планы остались только на бумаге. Сегодня государство намерено вернуться к глобальным проектам. Костанаец Геннадий Науменко, работавший в те годы заместителем гендиректора «Кустанайстройгаза», написал книгу о том, по чьей вине 10 лет назад была сорвана газификация Казахстана.

По словам Геннадия Науменко, в середине 90-х рассматривалось сразу четыре варианта проведения газопровода для подачи газа в столицу. Два из них должны были пройти в непосредственной близости от Кустаная, один также через нашу область, но немного дальше, и только последний - мимо нас, через Петропавловск и Кокшетау. Техническо-экономические обоснования (ТЭО) строительства газопроводов разработали россияне. Но правительство решило привлечь иностранных инвесторов, посему пришлось «подгонять» ТЭО под международные стандарты. Инвестировать строительство одного из вариантов намеревался турецко-американский альянс «Окан–Энрон». Весной 1995 года представители альянса и местные специалисты, среди которых был и Геннадий Васильевич, пролетели на вертолете по трассе проектируемого газопровода от поселка Тарановский через Глазуновку и сделали посадку на площадке запланированной компрессорной станции «Новоурицкая». Группа изучала природно-климатические условия района строительства и наличие искусственных и естественных преград - имеются ли дороги, озера, реки и прочее на пути следования планируемой трассы. Гости остались довольны увиденным. После этого стороны несколько раз встречались в Стамбуле и Уральске для обсуждения условий финансирования и строительства.

В итоге ещё одна турецкая фирма - «Окан-Исот» - предложила альтернативный проект ТЭО. Иностранные инвесторы, в первую очередь, учли свои интересы. Практически всю работу должны были проводить турецкие специалисты. На строительстве должны быть использованы только турецкие стройматериалы и оборудование. Причем, как отмечает Геннадий Науменко, все это предусматривалось с большим запасом прочности -  то есть весьма и весьма высокого качества и солидных производителей. Естественно, что расходы выросли вдвое против тех, которые были «спроектированы» в Нижнем Новгороде и Донецке.

- Конечно, - говорит Геннадий Васильевич, - некоторые технические решения зарубежных инвесторов можно только приветствовать. Например, применение блочно-комплектных импортных станций «Солар», где количество обслуживающего персонала намного меньше, чем на наших. Но здесь проблема с обеспечением запчастями и вертолетным обслуживанием. Иностранцы настаивали на применении труб с заводской изоляцией, произведенных в Аргентине. Мало того, что пришлось бы завозить их с обратной стороны Земли, что, естественно, очень дорого, так к тому же их длина 15–16  метров. У нас же все вагоны и платформы рассчитаны на стандартные девятиметровые трубы. Мы предлагали использовать трубы, ничуть не уступающие аргентинским, изготовленные в Челябинске и Орске. В общем, мы все свои корректировки описали и направили туркам.

Один из вариантов газопровода должен был пройти от газопровода Карталы – Рудный при подключении на ст. Баталы, далее до Лисаковска, затем - Кокчетав и Акмола. Стоимость этой ветки протяженностью 908 км - около $520 млн. Другой путь на столицу длиной 1777 км. - от месторождения Аксай через п.Красный Октябрь, Лисаковск, п.Глазуновку и Кокчетав –  должна была провести турецкая фирма. Для жителей Костанайской области этот вариант был самым многообещающим. На газопроводе в границах нашей области располагалось бы четыре компрессорных станции, по полтысячи рабочих мест на каждой, плюс газификация нескольких поселков и база производственно-технического обеспечения и комплектации, то есть «обслуживающего» оборудования.

Но все четыре проекта остались таковыми. Помешали реалии середины 90-х годов - огромные задолженности по платежам, промышленные предприятия простаивают, аграрии «развалились». К тому же в июле 1997 года вся газотранспортная система страны была отдана государством в долгосрочное управление бельгийскому «Трактебелю», от которого Казахстану пришлось отделываться сотней миллионов долларов за расторжение договора, не считая митингов, конфликтов и разборок.

Как отмечает Геннадий Науменко, сейчас появились сообщения о том, что уже осенью этого года будет объявлен международный тендер на разработку и строительство газопровода – связано это с некоторым подъемом экономики и необходимостью провести более экологичное и дешевое топливо в Астану. Только вот больше склоняются к варианту, невыгодному для костанайцев: от российской станции Багадинская (газопровод Уренгой – Челябинск) через Петропавловск и Кокшетау.

Булат МУСТАФИН

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

В МЕЧЕТИ СМОТРЕЛИ КИНО
Каждый день костанайцы, живущие в центральной части города, слышат намаз – звуками «святого пения», как и сто лет назад, муадзин сообщает верующим, что пришло время молиться.

ТРАНЗИТНЫЙ «ТУПИК»
Казахстанский газ через Костанайскую область. Возможность газифицировать десятки поселков, создать тысячи рабочих мест, заменить дорогое топливо дешевым.

В МОЕЙ СУДЬБЕ ТЫ СТАЛА ГЛАВНОЙ
Сколько в Костанае улиц? Много. Больших и маленьких. Они как живые, потому что в судьбе улиц отражена не только судьба города, но и наших земляков-костанайцев.