На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 26 (117)
24 июня 2004 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Забойный отдел
Наш бизнес
История жизни
Агромаркет
Политика KZ
Арт-обстрел
Поиск
Хранить вечно
Автосалон
Качество жизни
Магазин
Спартакиада
Засада
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

[an error occurred while processing this directive]

ФЕСТИВАЛЬ УМЕР. ДА ЗДРАВСТВУЕТ ФЕСТИВАЛЬ!

В Костанае прошел первый за последние четырнадцать лет джазовый фестиваль. В Лисаковске впервые за последние шесть лет  праздник джаза отменили. Мы вступаем в новую эру или происходящее следует рассматривать лишь в качестве этапа предвыборной борьбы?

Были времена, когда  Костанай захлестывал джаз высочайшего даже по меркам СССР уровня. Помнится, в далеких восемьдесят четвертом, восемьдесят шестом и далее, вплоть до девяностого года, город дня на три наводняли музыкальные коллективы с именами, известными в узком кругу, именами, о которых слышали все или, напротив, не слышал никто. Местная  интеллигенция, может и не особо хорошо ориентировавшаяся на переднем крае искусства, в те времена ни за что бы в этом не призналась. Она быстро и охотно училась у местных музыкантов отбивать ритм, свистеть, хлопать и орать в момент особого драйва. И, надо сказать, фестивалю эдак к третьему костанайскую публику было уже не узнать. Сама того не осознавая, классовая прослойка наглядно иллюстрировала идейно выдержанную мысль о том, что искусство должно воспитывать народ.

Потом всем стало не до джаза. Разом и очень сильно. И, помнится, вновь первыми оказались готовы к синкопам вовсе не центровые костанайцы, а жители  едва сорокатысячного Лисаковска, жившего в тепличной атмосфере свободной экономической зоны. Что также неплохо доказывало глубоко совковый постулат, гласящий, что джаз – музыка толстых. Ну, если не толстых – то как минимум сытых, заметим мы.

Лисаковские фестивали, даром, что проходили совсем уж в глубинке, были хороши. Особенно поначалу, пока их режиссировали музыканты, а не администраторы. Пока к джазу все в больших пропорциях не стала примешиваться попса, раздражавшая джазменов и специфичного джазового слушателя. Чего только стоит приезд великого Гараняна и его музыкантов! Они плотно застряли на границе,  и зал ждал их до глубокой ночи. А когда, наконец, оркестр добрался до провинциального слушателя, время было совершенно неурочное. И, конечно, все устали от семичасового сидения в зале. Разумеется, обалдевшие от дороги, неразберихи с документами и проблем на таможне артисты – тоже. Невзирая на это, оркестр, едва вывалившись из автобуса, расставил инструменты и начал работать. Под бешенный вой джазовых фанатов, которые в те времена съезжались в Лисаковск со всей области.

Первая попытка возродить джазовую культуру в Костанае, несмотря на мелкие недоработки и досадные сюрпризы, удалась на все сто. Достаточно было послушать зал, который моментально на слух определил приоритеты и расставил оценки. В первый же вечер в безусловные лидеры вырвались челябинцы. Оттуда к нам приехали три коллектива. Раз -  работающий традиционный джаз на абсолютно мировом уровне «Уральский диксиленд» под управлением заслуженного артиста России, музыканта с большим именем Игоря Бурко. Его коллектив велик уже тем, что любой из состава – это личность и имя. Как при таком уровне индивидуальной талантливости эти люди работают вместе больше двадцати лет и еще не подрались – непонятно. Но – работают. Семь лет они играли джаз в Европе. А саксофонист Алексей Тимшин  одно время работал в Тайланде. То, что они делали с костанайской публикой – почти невероятно. Замороженный зал среднего возраста за пять минут превращался в вопящих фанов. Сами артисты, многим из которых изрядно за шестьдесят, выдавали импровизации такой свежести, будто студенты консерватории, под угрозой исключения вырвавшиеся на часок отвести душу на вольных джазовых хлебах.

Горячее дикселенда народ принял, пожалуй, только молодых музыкантов из группы  «Шико».  Их импровизации в стиле «латинос», в которых солировала классическая акустическая гитара, потрясли зал в первый вечер так, что на гала-концерте «Шико» упросили повторить ту же тему. Они повторили. Тему. И ни разу не повторились в импровизации. 

Интеллектуальный джаз, весьма сложного направления привез на фестиваль известный челябинский гитарист Валерий Сундарев и его недавно созданный коллектив «Play». Они исполняли крайне редкую для России и Казахстана музыку композитора и гитариста-виртуоза Пэта Матини. Это кайф для знатоков. Дело в том, что партитуры Матини  содержат партии для  редких ударных, каждому участнику группы приходится играть сразу на нескольких  инструментах. У джазменов получилось. Партии ударных блестяще исполнили барабанщик Виктор Риккер и перкуссионист Игорь Борискин.

К сожалению, большинство казахстанских коллективов с россиянами в один ряд пока поставить трудно. Наши большей частью играют любительский джаз. Хотя, конечно,  муниципальный биг-бенд под руководством мэстро Евсюкова вполне успешно конкурировал с россиянами.  А сакс-хорус «Молодость» под управлением Анатолия Мещерякова из  Актау принимали почти так же горячо, как и челябинцев. Что, впрочем, легко объяснить. Сам Мещеряков – большой и известный музыкант, игравший в прошлом в оркестре самого Анатолия Крола. Шесть девушек-саксофонисток, которых он набрал и обучил практически с нуля, очень четко и довольно профессионально работают на поддержку мастерского соло Иваныча. Коллектив реально хорош. А если учесть, что аким Актау – большой поклонник джаза, и вложил в сакс-хорус солидные деньги (один саксофон в коллективе стоит 9,5 тысяч долларов), то становится понятным, на каком фундаменте возводится профессионализм коллектива. Костанайские профи, относительно недавно, кстати, осчастливленные новыми инструментами, при взгляде на саксы девчонок, вздыхали куда более страстно, чем от самих юных музыкантш – наши такого и в руках еще не держали.

Да, мы отстали. В Челябинской области, например, рассказывает Игорь Бурко, подобные фестивали вовсю проводятся уже много лет. Причем, на нескольких концертных площадках.  В том числе, и на открытых – просто на улицах города.  Причем, у соседей джаз - вовсе не прерогатива взрослых. Как вам нравится фестиваль «Беби-джаз»?  Более пятисот участников? Маленькие свингующие певцы?  Все это уже есть. И совсем рядом. Придет и к нам, если… Если в джаз будут вкладывать деньги.

Надежда, судя по всему есть. Хоть идея перетащить джазовые фестивали в Костанай, помнится, принадлежала бывшему акиму области Шукееву, нынешний аким Кулагин во всеуслышание завил: фестиваль повторится ровно через год. Заявка многообещающая, если учесть, что организаторы в самых смелых планах планировали повторить встречу через два года. Говорят, через год будут и гости из дальнего зарубежья, и концертные площадки на улице. Может, и правда будут?

Правда, в этом году фестиваль самой аполитичной музыки прошел под эгидой партии «Отан», о чем недвусмысленно свидетельствовали фирменные футболки участников, рекламные щиты в зале и чистой воды пиар в выступлении главы области на открытии фестиваля. Директор областной филармонии Владимир Рыдченко, отвечая на вопрос  корреспондента «НГ», сообщил, что партия выступает спонсором фестиваля. Диковато, но – уже не удивляет. К сожалению только,  выборы у нас не так часто случаются, как должны бы случаться подобные фестивали. Дай бог, чтобы спонсоров хватило! А уж слушатели у нас найдутся. Гости, кстати, на фуршете по случаю завершения фестиваля, сказали в адрес нашего зала кучу добрых слов. Говорят, обалденно толковая была публика на концертах. Так что драйв настиг не только слушателей. Как сказал клавишник из «Шико»,  ощущение было, что играем где-нибудь в Чикаго, на родине джаза.

Пусть приезжают, будем соответствовать!

Ольга КОЛОКОЛОВА

МУЗЫКА С ГРАНИЦАМИ

На фестиваль так и не добрался один из самых звездных гостей. Московский гитарист Иван Смирнов насмерть застрял на Троицкой таможне Его ждали до упора, однако ни вмешательство организаторов, ни объяснения не помогли: проблемы с документами оказались неразрешимыми. Говорят, Иван был готов перебраться на казахстанскую сторону тайными, но весьма торными тропами, но хозяева фестиваля идею не одобрили.

СЕГОДНЯ СЛУШАЕТ ОН ДЖАЗ…

На пресс-конференции, предваряющей фестивальное действо, народ активно вспоминал старый советский лозунг «Сегодня он играет он джаз, а завтра Родину продаст». Забавные временные перевертыши: на открытии фестиваля в зале усиленно аплодировал муниципальному костанайскому биг-бенду благодарный слушатель не низкого положения. Лет тридцать назад, служа серкетарем комсомольской организацииодного из предприятий, он осчастливил обком партии «телегой» на комсомольца Евсюкова, играющего в ДК «Строитель» чуждую советскому человеку музыку. Трудно сказать, помнит ли этот эпизод сам маэстро. Но в памяти народной он, как видите, хранится.

Кстати, крылатую фразу все тот же народ тиражирует в самых разных вариантах. Несколько, подслушенных в кулуарах фестиваля: «Сегодня он играет рок,

а завтра стянет кошелёк», «Сегодня он играет поп, а завтра подожжёт РУОП!», «Сегодня "Prodigy" он слушает, а завтра малых деток кушает!». Кто больше? Одно счастье, при общем обилии партий, заявления в парткомы больше не пишут.

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ФЕСТИВАЛЬ УМЕР. ДА ЗДРАВСТВУЕТ ФЕСТИВАЛЬ!
В Костанае прошел первый за последние четырнадцать лет джазовый фестиваль. В Лисаковске впервые за последние шесть лет праздник джаза отменили.