На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 16 (107)
15 апреля 2004 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Политэкономика
Забойный отдел
Наш бизнес
Спецназ
36,6 С
Качество жизни
Спартакиада
Магазин
Засада
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

[an error occurred while processing this directive]

ОЙ, ВЫ КОНИ, ВЫ КОНИ СТАЛЬНЫЕ…

Были времена, когда песни слагали и распевали про…трактора, а профессия тракториста была сродни нынешней космонавта или, на худой случай, летчика. Сегодня эта профессия в разряде вымирающих. Средний возраст механизатора – 56 лет. И тех не хватает: накануне посевной или уборки урожая местные СМИ пестрят объявлениями «Требуются…». Ибо желающих гробить свое здоровье на ржавых «гробах» с каждым годом все меньше. Несколько лет назад аким одного из наших районов решил вернуться в свою юность и сел за рычаги трактора Т-4. Через два часа пахоты он, на полусогнутых, выбрался из пропыленной кабины и побрел в другую от поджидавшего его джипа сторону. «Мужикам при жизни нужно памятники ставить за то, что они на этих «гробах» работают», - подвел он черту. По данным Минсельхоза на начало нового века  в трех основных зерносеющих областях Казахстана числилось около 46 тысяч тракторов всех классов, но лишь половина из них годилась к эксплуатации. Самый высокий процент обеспеченности тракторами имела Акмолинская область – 45. Самый низкий –  Костанайская – 38. За последние годы картина только усугубилась: ежегодно парк тягачей сокращается на 250 – 300 машин. По нормативам, разработанным специалистами РГКП «ЦелинНИИМЭСХ», нашей области сегодня не хватает 2005 тракторов. Для того, чтобы выполнять требования агротехнологий. А если технологии упрощаются - теряется урожай.

Любопытная складывается картина: в прошлом году хозяйства области купили 299 новых комбайнов и только 94 трактора. Государство выделило свыше 600 миллионов тенге под лизинг новой техники – освоили четвертую часть программы. На год текущий собрано заявок на 456 миллионов тенге – из 17 районов области только в шести намерены заниматься обновлением парка. Словом, добиваем, доедаем… А что дальше?

Прорицатели из числа ученых и специалистов считают, что сокращение тракторного парка идет за счет гусеничных машин Т-4, ДТ-75, Т-90 сравнительно низкой производительности. При восполнении потерь сельхозпроизводители отдают предпочтение более мощным и многофункциональным колесным тракторам 5 класса. Самый известный его представитель – «Кировец». Примечательно: эту тенденцию уловили производители тракторов. Например, Минский завод, больше известный машинами малого класса, разработал и запустил в серию колесные «пятитонники». Преуспел в этом направлении Харьковский завод. Тем не менее, тракторостроители с берегов Невы лидерство уступать не намерены: их новинки К-744 и К-745 получили высокую оценку в Европе и даже в Канаде. Доходит до парадокса: аграрии Казахстана закупают канадские трактора, а канадские фермеры – петербургские «Кировцы».

МЫ НЕ ТАК БОГАТЫ…

Чтобы приобретать дешевую технику. Представитель «Петербургского тракторного завода» в Казахстане – ТОО «Казагротехника» квартирует в Костанае чуть больше года. По словам его директора Валентина Романова за это время больше всех купили тракторов К-744Р хозяйства Акмолинской области. Хорошо они «пошли» в Северо-Казахстанской, устойчивый спрос наметился в Павлодарской области. И только в Костанайской царствует традиционный «консерватизм» - около десятка машин купила «Иволга». И все! Можно было бы ссылаться на цены – 12,5 миллиона тенге за один новый «Кировец» с доставкой, растаможкой и НДС. Но, надо полагать, наши соседи не богаче. А вот, поди ж ты, покупают. «На мой взгляд, - полагает Валентин Александрович, - сказывается фактор временного разрыва в 11 лет. Последний раз 40 новых  К-701 в Кустанайскую область завезли в 1993 году. А затем – полный разрыв связей с заводом. За эти годы ситуация в корне изменилась, новый трактор даже отдаленно не напоминает прежние «Кировцы». Дело в том, что разработан он в Германии и, в первую очередь, для Германии и других Европейских стран. То есть, отвечает все современным стандартам качества и безопасности. Я разговаривал с механизаторами «Иволги», которым доверены новые трактора. Они едины во мнении: только комфортные условия кабины повышают производительность труда на треть. Ну а если начну перечислять: 495-сильный двигатель фирмы «Mersedes», гидравлика от «Bosch», коробка передач известной американской фирмы «Twin disc» с электрогидравлическим управлением, шины – от «Goodyear» и т. д., заканчивая быстросоединяющимися крюками фирмы «Walterscheid»… Теперь вам ясно, почему эта машина пользуется спросом в Европе и Канаде? Это трактор нового поколения и мирового уровня, не имеющий ничего общего с прежним «Кировцем». Отсюда и цена. Кстати цена повышается из-за роста цен на металл на российском рынке. Очередное повышение ожидается в мае. Тот, кто заключит с нами договор на поставки тракторов до конца апреля, получит их по старым ценам. Хотя на выполнение заказа уходит от 30 до 45 дней».

Необходимо уточнить: старые модели «Кировцев» давно сняты с производства, но на рынке наблюдается их присутствие. Руководство завода вынуждено было через СМИ предупредить покупателей дешевой техники – это искусная реставрация старого хлама, как и большинства запасных частей. «В нашей области, - подтверждает Валентин Романов, - несколько предприятий ведут ремонт коробок перемены передач. Гарантия такого ремонта – в пределах шести месяцев. Поскольку используются бэушные запасные части. Комплектующие непосредственно с завода, а значит и с заводской гарантией, имеет только «Иволга». Само собой, эти комплектующие дороже тех, что предлагают остальные. И здесь важно помнить: мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевое…». Добавим: «Казагротехника» получила согласие руководителей завода на строительство в Костанае склада запасных частей, как для старых, так и для новых тракторов. Владельцы этой техники получат возможность приобретать комплектующие минуя посредников, которые к заводской стоимости добавляют до 70 процентов «своего интереса». В перспективе просматривается и создание сервисного центра. Словом, «Петербургский тракторный завод» намерен вернуться в Казахстан основательно и надолго.

ИНТЕРЕС – ВЗАИМНЫЙ

В 80-х прошлого века в нашей области насчитывалось до 14 тысяч тягачей К-700, осталось около 4 тысяч, среди которых много некомплектных. Тем не менее, мы продолжаем удивляться: прежде сеяли максимум две недели и 5 миллионов гектаров, а теперь 3 миллиона за полтора месяца. Хотя без трактора хлеба не бывает. А если говорить о колесных тягачах 5 класса, то это еще и незаменимое для села транспортное средство, которое играючи может перевозить до 50 тонн зерна, угля, соломы. В отличие от гусеничных собратьев эти машины в хозяйстве востребованы круглый год. Почему же они не востребованы потенциальными покупателями? Думается, дело не в цене, дело в отсутствии политики обновления тракторного парка в нашей области. «Сегодня новый К-744 может купить не только крупная компания, но и средней руки ТОО,- говорит Валентин Романов. – Мы тесно сотрудничаем с «Казкомерцбанком», с «Центркредитом», с банком «ТуранАлем» - все они выдают кредиты под залог приобретаемой техники. Нетрудно просчитать окупаемость новой машины и понять, что это выгодно. Намного выгоднее, чем ежегодно латать старые трактора… Сегодня как минимум пять лизинговых компаний также готовы поставлять наши трактора казахстанским аграриям. Разве здесь нет взаимного интереса?». Вопрос риторический…

Андрей Петров

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

УПАКУЕМ ПО ПОЛНОЙ
"Костанайский Дом печати" расширяет производство

ДЕНЬГИ, КОТОРЫЙЕ ВСЕГДА С ТОБОЙ
Сегодня для современного человека иметь платежную карту – не просто дань моде, а весьма удобный и быстрый способ проведения сделок и расчетов.

КАК ОТДОХНЕШЬ, ТАК И ПОРАБОТАЕШЬ
300 тракторов крупнейшего в Казахстане сельхозпредприятия имени Алтынсарина – на линейке готовности к весенне-полевым работам.

ОЙ, ВЫ КОНИ, ВЫ КОНИ СТАЛЬНЫЕ…
Были времена, когда песни слагали и распевали про…трактора, а профессия тракториста была сродни нынешней космонавта или, на худой случай, летчика.

ДЕЖУРИМ ПО АПРЕЛЮ
Южные циклоны окончательно спутали долгосрочные карты синоптиков: дожди сменяются мокрым снегом.