[an error occurred while processing this directive]
ЕВГЕНИЙ АМАН: «БОГАТЫЕ ЦЕН «НЕ НАБЛЮДАЮТ»
Многие положения Послания народу Казахстана, с которым Президент РК Нурсултан Назарбаев выступил в Парламенте республики 19 марта, по прежнему вызывают интерес у казахстанцев. Некоторые из них политический обозреватель "Нашей газеты" попросил прокомментировать депутата Сената Парламента РК Евгения Амана.
Жилье не может быть бесплатным.
- Евгений Иосифович! Никто не отрицает, что экономический подъем в Казахстане построен во многом благодаря хорошей конъюнктуре на мировом рынке. Но ведь так будет не всегда. Что предпринимается в стране по развитию других отраслей?
- Очень важно, что руководство страны это понимает. Президент страны после приезда из Арабских Эмиратов подчеркнул, что там сделали главную ставку на доходы от продажи нефти и теперь нахо-дятся в растерянности. Это развратило людей и создало колоссаль-ный перекос в экономике. Мы не должны следовать их отрицатель-ному опыту. В связи с этим глава государства и обозначил ряд на-правлений, которые должны поднять другие отрасли. В частности, подробно говорилось о жилищной программе. Строительство жилья будет иметь мультипликативный эффект. Как только этот процесс пойдет, будут создаваться строительные компании и развиваться стройиндустрия. После запуска этой программы предполагается по-лучить налогов в бюджет около 80 млрд. тенге. Второй момент - создание институтов развития, которые будут точечно вкладывать деньги в инновационный и высокоэффективный бизнес. Эти меры должны реструктуризировать нашу экономику. Доходы от нефти еще долго будут мощными финансовыми импульсами подпитывать бюджет, но эти деньги должны использоваться более эффективно. Я только что вернулся из поездки в Англию, где мы изучали практику работы кредитных бюро. Этот финансовый институт там работает с 1975 года. Его задача - вести кредитную историю кредиторов. Такая мера снижает степень риска для банков, выдающих кредиты, а, зна-чит, удешевляет их. Кредиты становятся более доступными. Учиты-вая, что у нас будет нарастать потребительское кредитование, этот фактор не маловажен. Кредитное бюро - составляющая жилищной программы. Еще два года назад я говорил о необходимости строи-тельства муниципального жилья. Но бесплатного жилья быть не должно. Когда я говорил, что не нужно в бюджет включать строку о бесплатном ремонте жилья, на меня смотрели удивленно. Если бы мы этого не сделали, то блокировали бы интерес населения по вло-жению своих деньег в собственное жилье.
- Но ведь у многих людей нет денег ни на ремонт имеющегося жилья, ни, тем более, на строительство нового:
- Да, у большинства населения уровень доходов не позволит участ-вовать в ипотечном кредитовании. Было бы удивительно, если бы население располагало в достаточном количестве средствами, а мы до сих пор не развивали ипотеку. Вообще-то денег у граждан долж-но быть всегда меньше, чем товаров и услуг на рынке. А если это соотношение не соблюдено, то "лишние" средства нужно "связы-вать" различными финансовыми институтами. Например, депозита-ми, акциями, участием где угодно, но только не в поисках товаров для потребления. Иначе наступит катастрофа. Какая-то часть и на сегодняшних условиях готова купить жилье в кредит. И этот про-цесс будет нарастать.
Нужно спешить на внешние рынки.
- Насколько в нашем государстве при планировании государст-венных инвестиций учитываются возможности рынка сбыта для будущей продукции? Ведь внутриказахстанский рынок по причине малочисленности населения и его бедности не так уж и велик. Что касается внешнего рынка, то на него еще нужно про-никнуть.
- Никто не застрахован от ошибок. Бизнес - дело рискованное. Но у Казахстана уникальное положение. И географическое и экономиче-ское. Рядом два необъятных рынка: Россия и Китай. Если мы придем туда с конкурентоспособной продукцией, эти рынки оплатят любой ее объем. Но нам нужно спешить, чтобы вырваться на рынок сопре-дельных государств. Казахстанский бизнес уже проникает в Узбеки-стан, Кыргыстан, Россию, и объем капитала на внешних рынках на-растает. Делать ставку только на внутренний рынок было бы не пра-вильно. По причинам вами уже названным. Да и зачем вести товар в Костанай из такой дали как Алматы, если его можно найти поближе - в приграничных российских городах. Поэтому нельзя закрывать границы. Вступление в ВТО - это открытые границы. В нашей стра-не уже сложно работать предпринимателям из-за открытости нашего внутреннего рынка. Эта конкуренция заставляет всех шевелиться. Стоило только заработать в Костанае прядильной фабрике, и она уже поставляет продукцию в Кыргыстан и Россию. И там уже соста-вила конкуренцию Беларуси.
- Но ведь наши соседи не так просто пускают на свои рынки. Президенты вроде бы договариваются об экономической инте-грации, а на уровне регионов получается не все так просто. Есть ли у нас что-то общее, что может снимать эти преграды?
- Мир устроен так, что простые решения ищутся нелегко. Мы ви-дим, как долго формировался Европейский союз и как по-прежнему там происходит столкновение различных точек зрения. У нас еще сложнее. За 13 лет наши республики так разошлись по уровням в различных сферах, что теперь возникают большие сложности. К счастью, процесс формирования надгосударственных органов, кото-рые ищут новые решения, идет интенсивно. Проблемы часто возни-кают из-за несогласованных действий различных ветвей власти, ее структур. Или, например, такой фактор, как международный терро-ризм. Он вызывает необходимость укрепления границ, а это не ук-ладывается в концепцию единого экономического пространства. Другой фактор. В Казахстане регионы более управляемы из Центра, чем в России. У них губернатор или местное законодательное соб-рание иногда принимают решения, которые противоречат федераль-ному законодательству. Я уж не говорю о случаях, когда к руково-дству регионами приходят коммунисты или либералы, которые по разному строят законодательный процесс.
От авантюр спасет оппозиция, а от инфляции - конкуренция.
- Мы часто слышим об амбициозности казахстанской власти. Но где та тонкая грань, когда здоровая амбициозность переходит в банальную авантюру, которая приводит к бессмысленной трате финансовых и человечески ресурсов? Не является ли запуск ка-захстанского космического спутника, о подготовке которого заявил глава государства, такого рода проектом?
- Я не большой специалист по спутникам, но могу сказать, что в от-личии от аналогичных проектов тридцатилетней давности, сегодня он абсолютно коммерческий. То есть - окупаемый. Хотя никто не застрахован от ошибок. Наверное, кому-то захочется под что-то по-лучить деньги только ради амбиций. Но ведь для того и существует система сдержек и противовесов: наличие различных ветвей власти, оппозиции (не только политической, но и экономической), чтобы все эти проекты подверглись широкому обсуждению. Никто не станет отрицать, что у нас сегодня есть группы, которые стремятся моно-полизировать власть. Ни в коем случае этого допустить нельзя. Нужны различные точки зрения.
- Те средства, которые предполагается выделить на социальные нужды в следующем году, могут уйти "в песок", если государст-во не найдет какие-то меры по сдерживанию роста цен. Пока официальные данные об уровне инфляции вызывают недоверие у людей, и они слабо верят в возможность правительства эффек-тивно влиять не нее.
- У меня, как обывателя, тоже ощущение, что реальная инфляция выше официальной. Хотя и не на много. Но я не могу этого с уве-ренностью утверждать. Когда мы будем рассматривать отчет прави-тельства об исполнении бюджета 2003 года, то обязательно погово-рим об этом подробнее. Я думаю, что на рост цен повлиял и такой объективный фактор, как увеличение стоимости зерна и нефти на мировом рынке. К сожалению, специалисты пока не очень доказа-тельны в своих объяснениях величины уровня инфляции в Казахста-не. Они не предоставили убедительных расчетов и аналитических материалов. Что касается возможного роста цен при увеличении размеров социальных выплат, то, конечно, любой поставщик услуг и товаров моментально отреагирует соответствующим образом на рост доходов населения. Это можно сдержать только конкуренцией и контролем государства за монополиями. Контроль чувствуется. Ведь "прыжков" инфляции пока не наблюдается. Но если предстоя-щий рост доход не будет соответствовать инструментам, "связы-вающим" их, то скачок инфляции неизбежен.
- Но вроде бы и конкуренция присутствует:
- Нет. О ней можно говорить лишь в торговле. У населения форми-руется вкус к товарам и услугам, но этот бизнес находится пока в за-чаточном состоянии. У нас слишком большой разрыв в доходах ме-жду различными категориями населения. Богатые цен "не наблюда-ют", но много и таких, которые живут от зарплаты до зарплаты, от пособия до пособия и имеют только минимум. Это беда. Задачу вы-равнивания, создания среднего класса, который бы включал в себя большинство населения, пока на практике мало кто ставит. Хотя из этого будет складываться стабильность государства, ее политиче-ской системы. Бедное население "поощряет" производство дешевых и некачественных услуг и товаров. Что касается конкуренции, то здесь тоже не все просто. Например, бензиновый бизнес. Вроде в го-роде много заправок, но цены если начинают расти, то у всех. При-чина внешняя. Все привязаны к оптовым поставщикам ГСМ. Те бе-рут топливо непосредственно на нефтеперерабатывающих заводах и фактически определяют цены реализации. Тем, кто торгует на АЗС, нет возможности маневрировать ценой. У них конкуренция проявля-ется в качестве обслуживания. Что тоже неплохо. Но кардинально ценовую проблему здесь нельзя решить без вмешательства антимо-нопольное ведомство. Судебные процессы, которые прошли по это-му поводу и есть следствие этого вмешательства.
Евгений ШИБАРШИН
[an error occurred while processing this directive]