На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 15 (106)
8 апреля 2004 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Политэкономика
Забойный отдел
Наш бизнес
Операция "Ы"
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Поиск
Качество жизни
Спартакиада
Магазин
Засада
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

[an error occurred while processing this directive]

ЕВГЕНИЙ АМАН: «БОГАТЫЕ ЦЕН «НЕ НАБЛЮДАЮТ»

Многие положения Послания народу Казахстана, с которым Президент РК Нурсултан Назарбаев выступил в Парламенте республики 19 марта, по прежнему вызывают интерес у казахстанцев. Некоторые из них политический обозреватель "Нашей газеты" попросил прокомментировать депутата Сената Парламента РК Евгения Амана.
Жилье не может быть бесплатным.
- Евгений Иосифович! Никто не отрицает, что экономический подъем в Казахстане построен во многом благодаря хорошей конъюнктуре на мировом рынке. Но ведь так будет не всегда. Что предпринимается в стране по развитию других отраслей?
- Очень важно, что руководство страны это понимает. Президент страны после приезда из Арабских Эмиратов подчеркнул, что там сделали главную ставку на доходы от продажи нефти и теперь нахо-дятся в растерянности. Это развратило людей и создало колоссаль-ный перекос в экономике. Мы не должны следовать их отрицатель-ному опыту. В связи с этим глава государства и обозначил ряд на-правлений, которые должны поднять другие отрасли. В частности, подробно говорилось о жилищной программе. Строительство жилья будет иметь мультипликативный эффект. Как только этот процесс пойдет, будут создаваться строительные компании и развиваться стройиндустрия. После запуска этой программы предполагается по-лучить налогов в бюджет около 80 млрд. тенге. Второй момент - создание институтов развития, которые будут точечно вкладывать деньги в инновационный и высокоэффективный бизнес. Эти меры должны реструктуризировать нашу экономику. Доходы от нефти еще долго будут мощными финансовыми импульсами подпитывать бюджет, но эти деньги должны использоваться более эффективно. Я только что вернулся из поездки в Англию, где мы изучали практику работы кредитных бюро. Этот финансовый институт там работает с 1975 года. Его задача - вести кредитную историю кредиторов. Такая мера снижает степень риска для банков, выдающих кредиты, а, зна-чит, удешевляет их. Кредиты становятся более доступными. Учиты-вая, что у нас будет нарастать потребительское кредитование, этот фактор не маловажен. Кредитное бюро - составляющая жилищной программы. Еще два года назад я говорил о необходимости строи-тельства муниципального жилья. Но бесплатного жилья быть не должно. Когда я говорил, что не нужно в бюджет включать строку о бесплатном ремонте жилья, на меня смотрели удивленно. Если бы мы этого не сделали, то блокировали бы интерес населения по вло-жению своих деньег в собственное жилье.  
- Но ведь у многих людей нет денег ни на ремонт имеющегося жилья, ни, тем более, на строительство нового:
- Да, у большинства населения уровень доходов не позволит участ-вовать в ипотечном кредитовании. Было бы удивительно, если бы население располагало в достаточном количестве средствами, а мы до сих пор не развивали ипотеку. Вообще-то денег у граждан долж-но быть всегда меньше, чем товаров и услуг на рынке. А если это соотношение не соблюдено, то "лишние" средства нужно "связы-вать" различными финансовыми институтами. Например, депозита-ми, акциями, участием где угодно, но только не в поисках товаров для потребления. Иначе наступит катастрофа. Какая-то часть и на сегодняшних условиях готова купить жилье в кредит. И этот про-цесс будет нарастать.

Нужно спешить на внешние рынки.
- Насколько в нашем государстве при планировании государст-венных инвестиций учитываются возможности рынка сбыта для будущей продукции? Ведь внутриказахстанский рынок по причине малочисленности населения и его бедности не так уж и велик. Что касается внешнего рынка, то на него еще нужно про-никнуть.
- Никто не застрахован от ошибок. Бизнес - дело рискованное. Но у Казахстана уникальное положение. И географическое и экономиче-ское. Рядом два необъятных рынка: Россия и Китай. Если мы придем туда с конкурентоспособной продукцией, эти рынки оплатят любой ее объем. Но нам нужно спешить, чтобы вырваться на рынок сопре-дельных государств. Казахстанский бизнес уже проникает в Узбеки-стан, Кыргыстан, Россию, и объем капитала на внешних рынках на-растает. Делать ставку только на внутренний рынок было бы не пра-вильно. По причинам вами уже названным. Да и зачем вести товар в Костанай из такой дали как Алматы, если его можно найти поближе - в приграничных российских городах. Поэтому нельзя закрывать границы. Вступление в ВТО - это открытые границы. В нашей стра-не уже сложно работать предпринимателям из-за открытости нашего внутреннего рынка. Эта конкуренция заставляет всех шевелиться. Стоило только заработать в Костанае прядильной фабрике, и она уже поставляет продукцию в Кыргыстан и Россию. И там уже соста-вила конкуренцию Беларуси.
- Но ведь наши соседи не так просто пускают на свои рынки. Президенты вроде бы договариваются об экономической инте-грации, а на уровне регионов получается не все так просто. Есть ли у нас что-то общее, что может снимать эти преграды?
- Мир устроен так, что простые  решения ищутся нелегко. Мы ви-дим, как долго формировался Европейский союз и как по-прежнему там происходит столкновение различных точек зрения. У нас еще сложнее. За 13 лет наши республики так разошлись по уровням в различных сферах, что теперь возникают большие сложности. К счастью, процесс формирования надгосударственных органов, кото-рые ищут новые решения, идет интенсивно. Проблемы часто возни-кают из-за несогласованных действий различных ветвей власти, ее структур. Или, например, такой фактор, как международный терро-ризм. Он вызывает необходимость укрепления границ, а это не ук-ладывается в концепцию единого экономического пространства. Другой фактор. В Казахстане регионы более управляемы из Центра, чем в России. У них губернатор или местное законодательное соб-рание иногда принимают решения, которые противоречат федераль-ному  законодательству. Я уж не говорю о случаях, когда к руково-дству регионами приходят коммунисты или либералы, которые по разному строят законодательный процесс.  

От авантюр спасет оппозиция, а от инфляции - конкуренция.
- Мы часто слышим об амбициозности казахстанской власти. Но где та тонкая грань, когда здоровая амбициозность переходит в банальную авантюру, которая приводит к бессмысленной трате финансовых и человечески ресурсов? Не является ли запуск ка-захстанского космического спутника, о подготовке которого заявил глава государства, такого рода проектом?
- Я не большой специалист по спутникам, но могу сказать, что в от-личии от аналогичных проектов тридцатилетней давности, сегодня он абсолютно коммерческий. То есть - окупаемый. Хотя никто не застрахован от ошибок. Наверное, кому-то захочется под что-то по-лучить деньги только ради амбиций. Но ведь для того и существует система сдержек и противовесов: наличие различных ветвей власти, оппозиции (не только политической, но и экономической), чтобы все эти проекты подверглись широкому обсуждению. Никто не станет отрицать, что у нас сегодня есть группы, которые стремятся моно-полизировать власть. Ни в коем случае этого допустить нельзя. Нужны различные точки зрения.
- Те средства, которые предполагается выделить на социальные нужды в следующем году, могут уйти "в песок", если государст-во не найдет какие-то меры по сдерживанию роста цен. Пока официальные данные об уровне инфляции вызывают недоверие у людей, и они слабо верят в возможность правительства эффек-тивно влиять не нее.
- У меня, как обывателя, тоже ощущение, что реальная инфляция выше официальной. Хотя и не на много. Но я не могу этого с уве-ренностью утверждать. Когда мы будем рассматривать отчет прави-тельства об исполнении бюджета 2003 года, то обязательно погово-рим об этом подробнее. Я думаю, что на рост цен повлиял и такой объективный фактор, как увеличение стоимости зерна и нефти на мировом рынке. К сожалению, специалисты пока не очень доказа-тельны в своих объяснениях величины уровня инфляции в Казахста-не.  Они не предоставили убедительных расчетов и аналитических материалов. Что касается возможного роста цен при увеличении размеров социальных выплат, то, конечно, любой поставщик услуг и товаров моментально отреагирует соответствующим образом на рост доходов населения. Это можно сдержать только конкуренцией и контролем государства за монополиями. Контроль чувствуется. Ведь "прыжков" инфляции пока не наблюдается. Но если предстоя-щий рост доход не будет соответствовать инструментам, "связы-вающим" их, то скачок инфляции неизбежен.
- Но вроде бы и конкуренция присутствует:
- Нет. О ней можно говорить лишь в торговле. У населения форми-руется вкус к товарам и услугам, но этот бизнес находится пока в за-чаточном состоянии. У нас слишком большой разрыв в доходах ме-жду различными категориями населения. Богатые цен "не наблюда-ют", но много и таких, которые живут от зарплаты до зарплаты, от пособия до пособия и имеют только минимум. Это беда. Задачу вы-равнивания, создания среднего класса, который бы включал в себя большинство населения, пока на практике мало кто ставит. Хотя из этого будет складываться стабильность государства, ее политиче-ской системы. Бедное население "поощряет" производство дешевых и некачественных услуг и товаров. Что касается конкуренции, то здесь тоже не все просто. Например, бензиновый бизнес. Вроде в го-роде много заправок, но цены если начинают расти, то у всех. При-чина внешняя. Все привязаны к оптовым поставщикам ГСМ. Те бе-рут топливо непосредственно на нефтеперерабатывающих заводах и фактически определяют цены реализации. Тем, кто торгует на АЗС, нет возможности маневрировать ценой. У них конкуренция проявля-ется в качестве обслуживания. Что тоже неплохо. Но кардинально ценовую проблему здесь нельзя решить без вмешательства антимо-нопольное ведомство. Судебные процессы, которые прошли по это-му поводу и есть следствие этого вмешательства.

Евгений ШИБАРШИН

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ЕВГЕНИЙ АМАН: «БОГАТЫЕ ЦЕН «НЕ НАБЛЮДАЮТ»
Многие положения Послания народу Казахстана, с которым Президент РК Нурсултан Назарбаев выступил в Парламенте республики 19 марта, по прежнему вызывают интерес у казахстанцев.