[an error occurred while processing this directive]
А СУДЬИ КТО?
Я работаю учителем русского языка и литературы тридцать шестой год. Многое за эти годы пришлось пережить, осмыслить, изучить, наконец, чтобы воспитывать детей в духе времени. Мне посчастливилось работать в высокопрофессиональном и дружном коллективе гимназии имени М. Горького, где внимательно и уважительно относятся к личности ребенка. А пишу в «НГ» вот почему.
В 1985 году в областном центре было создано научное общество учащихся (НОУ). Главная задача, которую ставили мы, учителя, - привить школьникам вкус к научному поиску, исследованиям, эксперименту, научить их грамотно работать с первоисточником, делать самостоятельные выводы и умозаключения. Много было работ реферативного характера, но были и действительно интересные исследования, пусть небольшие, но открытия. С такими работами наши учащиеся выходили на республиканские и международные конференции. В то время вузовские специалисты серьезно и ответственно занимались со школьниками. Они были заинтересованы в качественной работе – она оплачивалась.
Что же сегодня? Последние пять лет с учащимися работают только учителя. Бесплатная работа вузовских преподавателей не вдохновляет. Более того, на секционные чтения, которые проводятся раз в год, учителей – руководителей научных работ – не допускают. Переживающий за своего ученика педагог топчется под дверью в коридоре вуза. Почему? Причина, на мой взгляд, проста: владея предметом, учитель может сравнить, оценить и высказать свое мнение. А научному жюри это надо? Его сегодня не интересует качество работы, оригинальность научного поиска, самостоятельность открытия. Но интересует цвет бумаги, например. Если один лист желтее другого – первого места не видать. Два года назад именно по этому признаку забраковали работу моей ученицы Ольги Бондаренко, которая затем в Алматы заняла первое место по Казахстану. Интересуют высокое жюри на местах яркость иллюстраций и фамилия руководителя работы…
В этом году две одиннадцатиклассницы согласились поработать под моим руководством над филологической научной темой. Умные и нестандартные, они с удовольствием занялись поиском и анализом языкового материала. Переворошили массу литературы: эта тема сегодня почти не разработана. И что же?
На итоговой конференции, состоявшейся 20 марта, их практически унизили, обругали только за то, что они посмели утверждать, что их работа представляет интерес для студентов. Жюри негодовало! И ограничилось только прочтением аннотации. Состав жюри: профессор Нурсеитова А. К., кандидат педагогических наук Токэжанова Г. К., старший преподаватель Баяхметова А. А. Мне стыдно перед своими ученицами за то, что вместо элементарной благодарности за выполненную ими работу, они услышали уничижающие, издевательские сентенции местных научных светил. Слезы бывают разные, но эти слезы отчаяния, обиды и незаслуженных оскорблений нельзя забыть, а тем более простить.
От редакции. «А судьи кто?» - так и хочется спросить у организаторов конференции и руководства КГУ. Получить ответ на этот вопрос за последние два дня перед выходом номера нам так и не удалось. Надеемся получить его к выходу следующего номера «НГ» и проинформировать читателей газеты.
Н. Ранцева, отличник просвещения Республики Казахстан
[an error occurred while processing this directive]