Наша Газета

Покупайте рыбу «второй свежести»!
Дата: 29.08.18

Вечером 31 июля я отправился за покупками в торговый центр «Астыкжан», который находится на первом этаже ТЦ «Костанай Плаза». В числе остальных продуктов в списке было филе рыбы масляной холодного копчения в вакуумной упаковке. С этой покупки и началось наше расследование.

«НГ» разбиралась, почему в костанайском супермаркете дублируют этикетки на продуктах

Вечером 31 июля я отправился за покупками в торговый центр «Астыкжан», который находится на первом этаже ТЦ «Костанай Плаза». В числе остальных продуктов в списке было филе рыбы масляной холодного копчения в вакуумной упаковке. С этой покупки и началось наше расследование.

Упаковка одна, даты - две

Вечером 1 августа, распаковав рыбу, которая хранилась с момента покупки в холодильнике, почувствовал неприятный специфический запах. Ехать и выяснять отношения не хотелось, ведь проще выкинуть и забыть, чем везти протухшую рыбу за тридевять земель. Однако, рассмотрев этикетку с датой упаковки - 31 июля 2018 года, обнаружил под ней еще одну - с датой 26 июля 2018 года. Что вызвало мой интерес уже не только как покупателя, но и как журналиста.

 

2 августа мы приехали в «Астыкжан» уже вместе с фотокорреспондентом «НГ» Николаем Соловьевым. Первым делом направились в рыбный отдел - проверить на всей ли рыбе перебита дата. И угадали. На каждой вакуумной упаковке поверх старого стикера с датой изготовления была наклеена новая - со свежей датой.

За комментарием обратились к администратору супермаркета. Она попросила предъявить купленную рыбу, открыла пакет и тоже оказалась в легком «ароматном» нокдауне. Увидев удостоверение корреспондента «НГ», отошла в сторону и стала кому-то звонить. Затем вызвала менеджера рыбного отдела.

 - Почему у вас по две даты упаковки? - спросили мы. - Здесь заводская упаковка и дата, а здесь - ваша упаковка со свежим числом и маркировкой ТЦ «Астыкжан», причем ваша наклейка с датой переклеена по три раза.   

- Первая этикетка с датой - фирменная, а рядом - этикетка с датой нашего магазина, когда наш продавец взвесил товар и положил его на витрину.

За нарушения в маркировке продуктов ТОО «Астыкжан» должно заплатить штраф в размере 40 МРП / Фото Дмитрия ПЕТРЕНКО

 - А под наклейкой с датой выпуска от завода это что за этикетка?

- Под ней это, может быть, дата, если на товар была переоценка. Если товар подорожал, подешевел, то товар перевешивается.

 - Или он в другой день упакован?

- Нет, дату мы смотрим на упаковке изготовителя.

 - Почему же тогда ваша дата якобы взвешивания клеится поверх даты, указанной изготовителем рыбы? Ведь вы закрываете реальную дату изготовления, вводя в заблуждение покупателя.

- Это ошибка продавца, продавец будет наказан.

Менеджер рыбного отдела (слева), отвечая на наши вопросы, сослалась на ошибку продавца / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

 - Вы знаете, что причиной одних из самых тяжелых пищевых отравлений является употребление недоброкачественной рыбы? Вы понимаете, что у пожилых людей с годами вкусовые рецепторы притупляются, как и обоняние, они просто могут съесть и отравиться из-за ваших недобросовестных действий?

- Претензии по поводу недоброкачественной продукции мы будем предъявлять поставщику.

 - Но ведь именно ваш магазин является ее распространителем, подлогом стикеров с датой изготовления занимаетесь вы. Почему на вашей этикетке написано внизу слово «упаковано»? Ведь вы не упаковываете эту рыбу в вакуумную упаковку. А если ваша наклейка обозначает прием товара и его вес, почему вы не напишете на ней «Дата приема товара» или «Поставлено на баланс»? Почему у вас написана свежая дата и есть слово «упаковано»? Ведь вы вводите покупателя в заблуждение.

- Это не ко мне вопросы, а к программистам, они забивают текст в чеках.

 Менеджер рыбного отдела пояснила, что стикеры со своей датой они лишь клеят на товар при приемке на баланс, взвешивают его или, возможно, делают переоценку. Однако непонятно, почему это делается по 2-3 раза. При этом видно, что менялась свежая дата, а вес и цена оставались прежними. Масло сквозь вакуумную упаковку тоже не просачивается, а значит, этикетка не может портиться настолько, чтобы нужно было менять ее по 2-3 раза.

 Проверили и убедились

Деньги за испорченную рыбу нам вернули. О компенсации морального вреда даже не заикнулись, администратор магазина лишь улыбнулась вслед: «Приходите к нам еще».

- Придем, не сомневайтесь, - ответили мы.

Но для начала «НГ» отправила запрос в департамент охраны общественного здоровья (ДООЗ) о том, имеет ли право магазин клеить свои этикетки поверх заводских, соответствует ли это нормам регламента. Попросила прокомментировать факт обмана покупателей, провести проверку в этом магазине и взять рыбу на анализ.

В ожидании ответа несколько раз посещали «Астыкжан». И каждый раз убеждались в том, что ничего не изменилось: как клеили свои даты, так и клеят. Кто-то может сказать, что такое можно увидеть сплошь и рядом в других супермаркетах, потому что переклейка даты - самый простой способ избавиться от неликвидов. Например, магазин берет на заводе-изготовителе продукцию, у которой заканчивается срок годности, с 50-процентной скидкой и продает ее в разы дороже. Все это большой бизнес и достаточно нешуточные деньги, которые не хотят упустить недобросовестные предприниматели, подвергая опасности жизнь и здоровье граждан. Но дело в том, что 31 июля я не шел целенаправленно выискивать изъяны супермаркета. В чеке видно, что, кроме рыбы, в тот день были куплены еще товары.

20 августа пришел ответ из ДООЗ, в котором сообщается, что 14 августа по факту обращения провели внеплановую проверку супермаркета «Астыкжан» ТОО «Астыкжан-Костанай».

- В ходе проверки факты, указанные в обращении, подтвердились, - сообщил руководитель департамента по охране общественного здоровья Орал БЕКМАГАМБЕТОВ. - А именно - потребительская упаковка с продукцией «рыба масляная холодного копчения» снабжена двумя этикетками: одна - оригинальная, с маркировкой, нанесенной предприятием-изготовителем, вторая - дополнительная, наклеивается на объекте торговли при взвешивании каждой упаковочной единицы продукции при приемке, с маркировкой даты упаковки, отличающейся от даты изготовления (упаковки), указанной предприятием-изготовителем, что неоднозначно понимаемо для потребителя, вводит его в заблуждение и является нарушением требований технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011).

В ходе обследования специалисты ДООЗ отобрали пробу купленной мною рыбы для проведения лабораторной экспертизы на соответствие показателям доброкачественности и безопасности.

- По результатам исследования образец филе рыбы масляной холодного копчения, производство ТОО «Балык зауыты», дата изготовления 23.07.2018 г., срок годности - до 22.08.2018 г., не соответствовал требованиям ГОСТ, в соответствии с которым изготавливается продукция, по органолептическим показателям, - сообщается в ответе. - Запах рыбы с явным признаком порчи, филе рыхлой консистенции (протокол исследования № 1463 от 14.08.2018 г.), по микробиологическим показателям безопасности данная проба не соответствует нормативам (протокол № 1463 от 17.08.2018 г.).

Как отмечается в ответе ДООЗ, при обследовании было установлено, что условия хранения, сроки годности, заявленные изготовителем, на объекте торговли соблюдаются: рыбная продукция хранится в холодильном оборудовании при температуре минус 3,3 градуса Цельсия, продукции с истекшим сроком годности не выявлено. Поэтому за производство и реализацию недоброкачественной продукции ответственность несет предприятие-изготовитель. Однако за нарушения требований санитарных правил и технических регламентов в части маркировки пищевой продукции к административной ответственности привлекли и супермаркет: ТОО «Астыкжан-Костанай» должно заплатить штраф в размере 40 МРП, выдано предписание об устранении выявленных нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. С работниками супермаркета провели разъяснительную работу по соблюдению правил приема, хранения и реализации пищевой продукции на объектах торговли.

Размер относительно небольшого штрафа нам разъяснили тем, что ТОО «Астыкжан-Костанай» зарегистрировано как среднее предпринимательство. Получается, что обычный магазинчик предпринимателя в хрущевке - это средний бизнес. И масштабный супермаркет, который не один в городе, тоже является средним бизнесом.

По факту выявления недоброкачественной рыбной продукции управлению охраны общественного здоровья по Рудному поручили провести внеплановую проверку предприятия-изготовителя - ТОО «Балык зауыты».

 Продолжение следует

18 августа мы снова отправились в «Астыкжан» посмотреть на наведенный порядок. И нашему изумлению не было предела: белая рыба отсутствовала на прилавке совсем, но была красная рыба холодного копчения в вакуумной упаковке, все так же с двумя стикерами, причем заводская этикетка датирована 2016 годом! На этикетке супермаркета - свежая дата с надписью «упаковано». По данному факту «НГ» отправила новый запрос в ДООЗ.

 18 августа в рыбном отделе продавали красную рыбу тоже с двумя этикетками / Фото Дмитрия ПЕТРЕНКО


Спецназ


Эта статья взята с сайта:
https://www.ng.kz

URL этой статьи:
https://www.ng.kz/modules/newspaper/article.php?numberid=632&storyid=24620