Наша Газета

Индульгенций не существует
Дата: 04.05.16

Не так давно, в середине апреля, костанайские средства массовой информации опубликовали материалы на одну тему. Она касается бизнеса, занимающегося общественным питанием. Речь в них, напомню, шла о том, что руководитель областного департамента по защите прав потребителей (бывший санэпиднадзор) сообщил журналистам, что согласно приказу министра национальной экономики РК № 804 от 28.12.2015 года, помимо всего прочего там изложенного, теперь у владельцев ресторанов и кафе есть возможность избежать плановых (?) проверок.

Сведений о независимом аудите в приказе министра национальной экономики не обнаружено 

Не так давно, в середине апреля, костанайские средства массовой информации опубликовали материалы на одну тему. Она касается бизнеса, занимающегося общественным питанием. Речь в них, напомню, шла о том, что руководитель областного департамента по защите прав потребителей (бывший санэпиднадзор) сообщил журналистам, что согласно приказу министра национальной экономики РК № 804 от 28.12.2015 года, помимо всего прочего там изложенного, теперь у владельцев ресторанов и кафе есть возможность избежать плановых (?) проверок. Они могут сами призвать некие независимые аудиторские организации или вообще частных врачей соответствующей квалификации. Правда, этот независимый аудит по большому счету может стоить до 200 тысяч тенге! 

Читаешь - и диву даешься. Откуда все это? О каком независимом аудите по линии СЭС, да еще с такими полномочиями, речь? Какова его правовая основа? Создается впечатление, что  никто этот приказ № 804 прошлого года не читал, и Предпринимательский кодекс РК тоже. А ведь именно он является основой для регламентации всякого рода проверок, контроля и надзора за частным предпринимательством. А в кодексе ни слова нет ни о каком независимом аудите, со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Я нашел тот самый приказ министра национальной экономики РК Ерболата Досаева № 804 от 28.12.2015 года «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Что примечательно, министр подписал приказ 28 декабря, 29 декабря того же года он уже был согласован с органами правовой статистики Генеральной прокуратуры РК, а 31 декабря, под самый Новый год, приказ уже был зарегистрирован в органах юстиции. Неслыханная и невиданная скорость прохождения акта!

Приказ коротенький - всего-то полторы странички собственно текста на три раздела, а все остальное - просто таблицы с критериями оценки рисков и указаниями степеней нарушения (грубое, значительное, незначительное). Форма проверочного листа. Потом - перечень приказов по теме, утративших силу. Все. Для сведения предпринимателей и иных заинтересованных лиц: этот приказ действительно только об установлении критериев оценки степени риска и только об утверждении формы проверочного листа. Вы удивитесь, но больше он не содержит никаких указаний, ни о чем более в нем не говорится, а уж тем более о некоем независимом аудите и его возможностях по оказанию услуг во избежание плановой проверки.

Вы удивитесь еще больше, если я напомню, что указом президента РК Н. Назарбаева № 757 от 27 февраля 2014 года (пункт 2) плановые проверки с 1 января 2015 года вообще отменены. Нет с тех пор такого понятия. Его и в этом приказе нет. Только степени риска, которые определяются каждым ведомством в установленном порядке.

С 1 января 2016 года действует Предпринимательский кодекс РК, в котором главой 13, а это тридцать (!) полноценных и объемных статей, расписан в полном объеме порядок осуществления государственного надзора и контроля (в простоте проверки) за частным предпринимательством. И никакой иной порядок, кроме этого, не может иметь место. Есть небольшие исключения для прокуратуры, налоговых органов и Национального банка. И никакому так называемому независимому аудиту по линии санэпиднадзора там места нет.

И быть такого не может в принципе. К тому же - зачем? Ну, призвали вы этот аудит, а то еще лучше - просто врача соответствующей квалификации, о чем говорилось на пресс-конференции, со слов журналистов. Ну, за 80-100 тысяч напишет этот субъект вам бумагу, что у вас все хорошо. А завтра, работая на конкурента, какой-нибудь «обиженный» напишет в соответствующие органы, что его притравили в вашем «общепите». И что? Для вас в такой ситуации индульгенция, выписанная «независимым» аудитором хотя бы и вчера, будет хоть какой-то защитой? Не смешите мир своей наивностью!

А в приказе № 804 все правильно и в соответствии с действующим законодательством РК прописано. И ссылка на Предпринимательский кодекс РК есть, и степени риска в таблице указаны, и проверочный лист есть, что полностью кодексу соответствует. И про освобождение от особого порядка проверок, если это имелось в виду, написано в третьем разделе приказа. Это когда при очередной - не путать с плановой - проверке по степени риска (от 1 до 2 раз в год) объект проверки набрал от 0 до 60 штрафных баллов. Более того, скажу я вам, пунктом 13 приказа субъекты частного предпринимательства, относящиеся к незначительной степени по линии санитарии, вообще проверяются только во внеплановом порядке, то есть только по конкретному заявлению конкретного человека, по конкретному случаю. То есть по Закону РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».

Хотелось бы знать, так, из любопытства, на каком основании приказ № 804 стали считать в числе тех актов, которые каким-то образом «привязывают» к вопросам санэпиднадзора независимый аудит, в том числе даже просто врачей соответствующего профиля образования? 


Наш бизнес


Эта статья взята с сайта:
https://www.ng.kz

URL этой статьи:
https://www.ng.kz/modules/newspaper/article.php?numberid=511&storyid=22388