Наша Газета

Страсти вокруг «дороги жизни»
Дата: 21.08.13

«НГ» уже не раз сообщала о фактах, когда решение местных властей по выделению земельных участков в частное владение приводило к острым конфликтам. Эти земли десятилетиями использовались для проезда или прохода людьми, живущими в той округе, однако новые хозяева сооружали там забор и эту практику прекращали.

Как частников сталкивают с сельской беднотой

«НГ» уже не раз сообщала о фактах, когда решение местных властей по выделению земельных участков в частное владение приводило к острым конфликтам. Эти земли десятилетиями использовались для проезда или прохода людьми, живущими в той округе, однако новые хозяева сооружали там забор и эту практику прекращали. Все делалось вроде бы на законном основании. Вопрос лишь в том, зачем создавать социальную напряженность там, где ее можно избежать?

«Проезд запрещен»

Недавно в «НГ» за поддержкой обратились жители села Алтынсарино, входящего в Мичуринский сельский округ (Костанайский район). Поселок расположен в окрестностях Костаная, по другую сторону Тобола. Живет там около 1000 человек, работы в поселке для них нет, многие устроились на городских предприятиях. Благо доехать до Костаная особых проблем нет - в течение дня туда несколько раз ходит автобус. А у кого работа поближе, предпочитают ходить туда пешком. Путь до КЖБИ по полевой дороге через мост занимает 40 минут. А если на велосипеде, то еще быстрее. Если дорогу дождем развезет, есть другой маршрут - с советских времен сохранилась асфальтированная дорога от поселка до берега Тобола, где раньше был детский трудовой лагерь. Немного длиннее, зато комфортнее. Чаще других этой дорогой пользовались женщины, которые на велосипедах приспособились возить на продажу в КЖБИ молоко со своего подворья. Это быстрее, чем автобусом с пересадкой через центр Костаная.

Только деревенская беднота приспособилась, как жизнь им подбросила новую вводную. Предприниматель, выкупивший территорию вокруг бывшего трудового лагеря, огораживает ее и на подъездной асфальтированной дороге ставит ворота с предупреждающей надписью «Частная собственность. Проезд запрещен».

Терпеливые сельчане пошли в обход. От свежеустановленных ворот вдоль забора образовалась крепко утоптанная, а затем и наезженная тропа. Народ решил было - на века, поскольку их новый путь проходил в непосредственной близости от уложенных в траншее труб городского водопровода, по которым вода из скважин подается в Костанай. Уж эту землю в частные руки не передадут.

Так было до нынешнего лета, когда глава крестьянского хозяйства Ерсен Сейдахметов решил обозначить границу своих картофельных полей колючей проволокой. Да так, что перекрыл все  выходы из Алтынсарино к мосту через Тобол. Теперь алтынсаринцам ничего другого не остается, как только садиться на автобус или ехать к мосту на велосипеде вокруг прилегающего леса. Это как минимум 7 км.

«Все обещали помочь, а результата нет»

Жительница села Алтынсарино Алла МУРОГИНА возмущена.

- Когда мы раньше обращались в районный акимат за помощью по трудоустройству, нам все время говорили, что у нас под боком город, - рассказывает она. - Мы все теперь там работаем, но зарплаты такие низкие, что тратить одному члену семьи каждый день на проезд около 400 тенге нам просто не по карману.

В этой ситуации людям нужно только одно: чтобы хотя бы старую полевую дорогу разгородили. Пусть ограда идет вдоль полей, но дорогу оставит свободной. С этой просьбой они обращались в районную прокуратуру. Там им сказали, что это дело - в компетенции акимата.

- Мы ходили в партию «Нур Отан», в районный акимат, все обещают разобраться, но результатов пока нет, - заявила женщина. - Люди по-прежнему ходят по старой дороге, но им приходится лазить через колючую проволоку, их ругает охрана, но у нас нет другого выхода.

Накал страстей среди алтынсаринцев мы наблюдали, приехав в село на прошлой неделе. Они ждали представителя акимата, но поскольку его не было, то всю свою боль вылили на нас.

- Дорогу через Ладожское озеро в осажденный Ленинград называли «дорогой жизни», - сказала одна из участниц нашего разговора, - так вот, нам эта дорога к мосту тоже помогает выжить. А сейчас у нас «дорогу жизни» забрали.

Мы проехали по упомянутым дорогам. Они действительно упирались в колючую проволоку. По дороге вдоль трассы горводопровода шел молодой человек. После того как он протиснулся через закрытые ворота, мы выяснили, что Кайрат БЕГАЛИЕВ шел домой с работы.

- Здесь я еще свободно прошел, а с той стороны ворота закручены, и приходится лазить через колючую проволоку, - сказал Кайрат. - Я уже там проколол себе туфли.

Компромиссное решение

В тот день к жителям приехал аким Мичуринского сельского округа. Он только заступил на этот пост после выборов, поэтому в дела еще только вникает. Он сообщил, что, по его данным, предприниматели закон не нарушили. Но пообещал в проблеме разобраться. При этом позвонил предпринимателям и пригласил их на встречу с сельчанами.

Встреча состоялась через несколько дней. Но уже с участием заместителя акима Костанайского района Фрунзика АРАКЕЛЯНА, руководителей отделов акимата и представителя партии «Нур Отан». Предприниматели Ерсен СЕЙДАХМЕТОВ и Сергей ЕЛЬЧИЩЕВ показали документы, выданные им местной властью на эти земельные участки. Дороги на них не обозначены. По поводу необходимости ограждать свои территории их объяснения были одинаковыми.

- У меня с территории украли трубы, и, когда я обратился в полицию, мне сказали: поскольку территория не обозначена как частная, то трубы могли взять как бесхозные, - заявил Ельчищев. - После этого я вынужден поставить забор.

Сейдахметов сослался на то, что его картошку воруют, по огородам постоянно ходит скот, на его территории сельчане постоянно вываливают мусор.

- Возле территории Ельчищева я поставил ворота, чтобы скот не заходил, но для  людей они открыты, - сказал глава крестьянского хозяйства.

В ответ сельчане начали приводить ему примеры, когда охрана угрожала людям избить их, если они еще раз появятся на территории огорода. Заодно и задали резонный вопрос: где он взял столбы для ограды? Не нужно быть специалистам, чтобы определить: для них использовали стволы недавно спиленных тополей. Вопрос оказался риторическим, потому что никто не отрицал, что жертвой стала посадка деревьев, проходившая через поле хозяйства. Тогда кто дал разрешение на ее уничтожение?

- В акте на землю эти деревья не обозначены, - защищался Сейдахметов.

Заместитель акима района пообещал сельчанам, что даст поручение разобраться в этом факте. Что касается дороги, то предложил в некотором роде компромиссный выход - полностью открыть проход вдоль забора хозяйства Ельчищева.

- В ближайшее время мы пришлем сюда грейдер, разровняем эту дорогу, и она будет постоянно открыта для прохода и проезда, - заявил «НГ» Фрунзик Аракелян.

Ерсен Сейдахметов, вначале обещавший «держать ворота постоянно открытыми», в конце концов сказал «НГ»:

-  Ворота я уберу совсем, чтобы ко мне претензий больше не было. Забор поставлю вдоль всего поля, чтобы эта дорога полностью была свободна.

Казалось бы, конфликт исчерпан - местное начальство свое умиротворяющее дело сделало и поехало заниматься другими важными делами. А что же люди? Мы остались послушать их реакцию на решение властей. Она была противоречивой. Одни остались довольны одержанной победой, другие ворчали: «Никому мы не нужны, все давно продано, и все куплены». Причина для недовольства результатом была очевидна: кто-то жил в той части поселка, откуда до компромиссной дороги тоже далеко не ближний свет, поэтому их устраивал только кратчайший путь. А он по-прежнему остался закрытым.

Можно ли было избежать конфликта, возникшего только потому, что чиновники, которые готовят документы для передачи земельных участков в частное пользование, не считают необходимым выехать на место, чтобы досконально изучить, чьи интересы будут ущемляться после принятия такого решения? Даже если в законодательстве такая процедура не прописана,  в интересах власти передавать землю на таких условиях, чтобы у нового хозяина не было проблем с соседями. Особенно с теми, кто по каким-то причинам не может обеспечить себе средний уровень жизни.


Спецназ


Эта статья взята с сайта:
https://www.ng.kz

URL этой статьи:
https://www.ng.kz/modules/newspaper/article.php?numberid=368&storyid=19913