Наша Газета

В немедицинском смысле сумасшедший
Дата: 14.04.11

Российские киноакадемики сделали свой выбор в пользу картины «Край». Премии «Ника» удостоены и сам фильм, и исполнитель главной роли Владимир Машков, всего лента отмечена четырьмя статуэтками крылатой богини. «Край» уже назвали самым голливудским из российских фильмов последних лет.Лучший российский фильм 2010 года снял режиссер Алексей УЧИТЕЛЬ

Российские киноакадемики сделали свой выбор в пользу картины «Край». Премии «Ника» удостоены и сам фильм, и исполнитель главной роли Владимир Машков, всего лента отмечена четырьмя статуэтками крылатой богини. «Край» уже назвали самым голливудским из российских фильмов последних лет. Некоторые - с сожалением, мол, как же режиссер, снявший психологические ленты типа «Дневник его жены», снизил планку до яркой сюжетности и убойных внешних эффектов (одна гонка на паровозах чего стоит). Интересно, что Учитель служит игровому кинематографу всего-то 10 лет. «Край» - шестая его художественная лента. При этом он уже дважды номинировался на «Оскара», да и вообще каждая его работа - событие для зрителя.

 

Нашаманили себе шторм

- Алексей Ефимович, ходят легенды, будто бы вы снимаете невероятно много дублей. Некоторые актеры даже называют это самодурством...

- Я снимаю много дублей, пока работа и актера, и оператора меня не будет устраивать. Конечно, можно давать себе поблажки, говорить, что мы поправим все неточности на монтаже или озвучивании, но я добиваюсь того самого максимально возможного результата, который меня удовлетворит.

На съемках фильма «Космос как предчувствие» снимали невероятно сложную и по психологии, и по ритму сцену, где принимают участие все четыре главных героя. Работали часов двадцать без перерывов. И вот когда мы закончили... а надо сказать, что по ходу фильма герой Евгения Миронова отращивал усы, и в картине «играют» четыре вида усов. Так вот, я сел, словно в меня вогнали кол, и увидел, что усы-то мы ему не приклеили. Сначала подумал, что сейчас убью гримершу. И тут же начал соображать, как о произошедшем сказать актерам, которые еле живые, потому что вложили в сцену все и полагают, что все снято? Показал компьютерщикам в надежде, что можно эти усы подрисовать, но выяснилось, что это дороже, чем переснять. Пришлось повторить подвиг. Ужас!



- Но это вполне объяснимый «человеческий фактор», оплошность.

- Киносъемка - это настолько живой процесс, что подчас происходят необъяснимые вещи. Однажды это случилось на съемках все того же «Космоса». Мы очень долго старались снять шторм - нам были необходимы два кадра. Дважды снимали в грандиозный шторм, с реальным кораблем, в сопровождении «скорой помощи» и военных - чуть не разбили корабль, который практически вывалился на берег... Не сняли. Просто не вышло. Пробовали нарисовать - фигня получается. Долго выясняли, где, в какой период волны наверняка есть и где они лучше. Метеорологи рассказали, что в конце апреля - начале мая в Феодосии всегда штормит, тем более что там аж два моря - Азовское и Черное. 24 апреля мы приехали, поселились и десять дней из двенадцати, отведенных нам, как назло, солнце и гладь - ни ветерка. Простаивает корабль, техника, вся группа. В последний день я сдался и решил, что снимем мы в любом случае. Значит, без волн. Мы приехали на побережье: ярчайшая луна, чистейшее небо, штиль. Мы готовимся, начинаем работать. Настрой у всех паршивый. Ровно в полночь на горизонте появляется пелена, нас накрывает туманом и начинается жутчайший шторм, который длится 3 часа. В результате мы сняли прекрасный кадр, а после выяснили, что было лунное затмение. На утро мы уезжали, снова светило солнце. Выходит, шторм был специально для нас. Мы его будто нашаманили.



Свое кино смотрю один

-Вы способны смотреть свое кино как зритель?

- Смотрю много материала во время съемок, монтажа и озвучания. Знаю картину досконально, каждую ее секундочку. После того как она сделана, я не могу смотреть ее со всеми. Болезненно воспринимаю кашли, сморкания, разговоры... Я не умею рефлексировать на тему «я бы сделал по-другому». Конечный результат всегда замечателен, люблю его и ничего бы в нем не изменил! Даже по прошествии нескольких лет я не подмечаю, что хорошо, а что плохо. Просто смотрю кино, которое мне близко и дорого. Но делаю это всегда один.



- Мечты об «Оскаре» преследуют многих кинематографистов, а ваши шансы были очень велики. «Оскара» не получили, но стать номинантом уже здорово. Помните эти ощущения?

- Думаю, для любого режиссера все-таки «Оскар» есть «Оскар», как и Каннский фестиваль. Другое дело, что когда мечты принимают реальные очертания и становятся осязаемыми!.. Я был в полушоковом состоянии, не совсем внятно понимал происходящее... Дело в том, что «Оскар» - своеобразный спектакль, игра, правила которой необходимо знать заранее, невероятно сложная машина, работающая по своим законам. И когда ты не знаешь тонкостей и нюансов, попадая туда, совершаешь такие смешные детские ошибки. Потом, спустя какое-то время, их осознаешь. Но помнится вовсе не это, а то, что мы пробыли там месяц и постоянно посещали премьерные показы, на которые нас приглашали. Нас окружала масса американских и европейских звезд. Мы толкали друг друга, показывая на них, а они так же смотрели на нас. Словно на экзотику. Майкл Дуглас, который мог запросто подойти и поздороваться с нами, поговорить о нашем кино - без тени помпы, без охраны. Это здорово! Любопытно, что у американцев при всем их снобизме и напыщенности в кино есть семья. При том, что они все разные и поодиночке, существует некое единение. Беда же наших кинематографистов в том, что мы невероятно разобщены.

Вижу, как происходят наши «Орлы» и «Ники»! Мы не любим друг друга, не радуемся результатам и успехам коллег. То, что режиссеры - волки-одиночки - понятно. Но умения переступать через гордыню, трезво и доброжелательно оценивать то, что действительно хорошо, нам катастрофически не хватает. Да и объективность нам частенько отказывает. Мне кажется, что это режиссерская слабость: когда не хватает силы воли подняться над собой и признать успех другого. Вот пример: когда в Каннах Сокуров показывал свой нашумевший фильм о Ленине, я подошел к нему и высказал оценку его работы. Он ответил, что я единственный режиссер из России, который за всю его режиссерскую бытность подошел к нему после показа и хоть что-то сказал.



Профессия - «за гранью»

- У вас так же? Или все же подходят?

- Бывает, что ко мне подходят люди, чьему мнению я доверяю. Случается, в глаза хвалят, а не успеют отойти, говорят о том, какое дерьмо я снял. Тогда уж лучше бы вообще молчали, чем лгать.



- Максималистское заявление...

- Уверен, что в любом деле необходимо быть максималистом, чтобы добиться успеха. Не победил на этом фестивале или конкурсе, старайся взять первое место на следующем. Нужно больше трудиться.... Меня многие упрекали и обвиняли в том, что я жестокосердный в работе. У меня, например, в «Пленном» снимался грузинский школьник, и он должен был падать с горы. Все вполне реалистично, без страховки, а там камни, а у него ноги голые. Несколько дублей. Мне говорят: «Хватит! Нога кровоточит». На пятом дубле осколок камня вонзился в ногу, была дикая боль. Все, конечно, обошлось, ведь у нас дежурил врач. И мне мальчишку жалко безумно, но нельзя жалеть в процессе работы. Ничего не получится.



- Но так можно и до крайности дойти. Существует какая-то грань, за которую вы не шагнете?!

- Нет, не существует. Я ради этой профессии готов на все.



- На ваш взгляд, в чем залог успеха режиссера: в правильном выборе материала, актеров, в подборе команды?

- Есть одно чувство, которое не должно отказывать режиссеру никогда - это интуиция. А интуиция - это и подбор команды, и актеров, и главных героев. Конечно, никакого рецепта я дать не могу. Это - индивидуально. Единственное, должен быть настрой - не просто себя не жалеть и максимально выжимать все, а требовать этого и от других. Но если люди не увлечены, а только исполняют свою работу, то тогда - беда. Например, фильм «Край» - это восемь месяцев съемок, экспедиции, морозы... Все это очень тяжело, и если люди будут просто работать за какую-то приличную зарплату, кино не получится. Умение режиссера в том, чтобы создать атмосферу и самое главное - увлеченность. Люди должны получать удовольствие от съемок и сами переживать, наблюдая за тем, как «гоняются паровозы», а не просто ставить свет и исполнять свои производственные обязанности. Могу вам сказать, что когда мы снимали гонки паровозов, а это происходило довольно натурально, то когда паровоз под управлением Машкова начинал реально обходить соперника, народ, как на стадионе, кричал: «Ура!» Когда в работе есть такой азарт, то получается что-то настоящее.



- Писали, что на съемках «Края» Владимир Машков чуть не утонул...

- Действительно, Володя едва не погиб, его понесло по течению. Но я, будучи на берегу, ничего не знал о случившемся. Более того, когда Володя вышел из воды, я ему заявил: «Ну что ты медлишь, давай быстрее, ведь свет уходит». На его месте любой другой актер послал бы меня куда подальше, но Володя спокойно, по-мужски ответил: «Дай мне пять минут на передышку».

На съемках я вообще не уставал поражаться его фанатизму в работе. Не стану скрывать, что раньше я не горел желанием снимать звезд, побаиваясь их капризов, занятости в других проектах. Но Машков за полгода до начала съемок уже серьезно готовился к роли Игната - сильно худел, таскал тяжести, изучал литературу о Великой Отечественной войне, смотрел военные фильмы. Столь глубокий подход актера к роли дал потрясающий результат.



Из биографии

Алексей Учитель родился 31 августа 1951 года. В 1975 году окончил ВГИК, работал на Ленинградской студии документальных фильмов. Он - автор нескольких десятков короткометражек, среди которых «Пуск. Портрет одного события», принесший режиссеру широкую известность «Рок», «Митьки в Европе», «Баттерфляй», «Маэстро». Многие из них удостоены призов на различных кинофестивалях. В игровом кино дебют режиссера состоялся в 1995 году фильмом «Мания Жизели» о жизни знаменитой русской балерины Ольги Спесивцевой, с которой ему удалось лично встретиться.


Классное чтение


Эта статья взята с сайта:
https://www.ng.kz

URL этой статьи:
https://www.ng.kz/modules/newspaper/article.php?numberid=236&storyid=14902