Наша Газета

«Не поминай имя Божие всуе...»
Дата: 04.11.09

Вновь заговорили о моратории на смертную казнь. И, как ныне водится, служители церкви - тут как тут. И известный Андрей Кураев, который и о «битлах», и о «Титанике» может красиво поговорить, возвещает довольно привычное: «С религиозной точки зрения: не ты создал жизнь - не тебе ее отнимать...» Получается, что смертная казнь несовместима с религиозностью?Вновь заговорили о моратории на смертную казнь. И, как ныне водится, служители церкви - тут как тут. И известный Андрей Кураев, который и о «битлах», и о «Титанике» может красиво поговорить, возвещает довольно привычное: «С религиозной точки зрения: не ты создал жизнь - не тебе ее отнимать...» Получается, что смертная казнь несовместима с религиозностью?

Можно, конечно, даже в принципе не принимать смертную казнь, хотя в соседней России две трети населения и две трети юристов за ее восстановление. Но зачем же морочить нам голову религиозностью, превращая ее, как еще совсем недавно партийность, в «затычку во все дырки»?

А ведь лукавство налицо. Тот же ислам, согласно мусульманской писательнице Рукайя Максуд, допускает смертную казнь, одной из причин которой может стать «преднамеренное убийство», хотя при этом оговаривается, что родственники погибшего могут простить убитого или взять с него денежную компенсацию. Да и в христианском, и в том числе православном, мире сотни лет существовали и смертная казнь, и пытки. Казнили и во времена Разина, Петра Первого, Екатерины II, Николая II, то есть тогда, когда православие было государственной религией огромной России. Так что ж, тогда люди не совсем православными были, если иначе понимали религиозность? И только сейчас прозрели? Сомневаюсь.

Да и ветхозаветное «не убий» совсем не означает отказа от смертной казни по отношению к тем, кто преступил Закон Божий. Напротив. Именно там сказано: «... и если будет вред, то отдай душу за душу, око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб». Даже если отойти от буквализма в толковании этих слов, принцип равного воздаяния здесь налицо. И он объясним: когда власти были далеко, только жесткие и четкие правила поведения могли поддерживать порядок и жизнеспособность человеческих сообществ. Правда, в те далекие времена смертью могли карать не только за умышленное убийство. Так, например, если не обнаруживалось девства у выданной замуж отроковицы, то следовало таковую привести «к дверям дома отца ее» и побить «камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело, блудодействовала в доме отца своего...» Вполне понятно, что сегодня даже самые набожные из православных, если только они в здравом уме, не станут требовать возрождения этого древнего закона. Тем паче что ныне при такой ревностности множество парней и мужчин и вовсе без невест можно оставить. И это при демографических проблемах!

Я лично считаю религию важнейшей составляющей культуры на протяжении долгих тысяч лет известной нам человеческой истории. Но чем больше у нас сегодня пытаются привязать религию и религиозность к решению очень непростых проблем современности, превратить ее в служанку сиюминутности и моды, тем хуже, на мой взгляд, и для религии, и для духовности, о которой так нынче любят глаголить, подчас и не пытаясь понять, что это такое. Ведь когда мы видим, что грамотнейшие люди лукавят в одном, то поневоле зарождается сомнение и в прочем. А здесь уже есть над чем крепко призадуматься.


Мнения


Эта статья взята с сайта:
https://www.ng.kz

URL этой статьи:
https://www.ng.kz/modules/newspaper/article.php?numberid=161&storyid=10073