Прогулки по Кустанаю - пятидесятые годы

Наталья ЗДОРОВЕЦ,
архивист-историк

Первые автобусы и первые дачники, открытие Наримановского рынка, начало эпохи Бородина

«НГ» продолжает публикацию наиболее знаковых фактов и фотографий из истории областного центра. В этом номере - о событиях первого мирного десятилетия.

Митинг в Кустанае в честь 34-й годовщины Октябрьской революции. 1951 г.

25 октября 1950 года Кустанайский облисполком, принимая во внимание, что дважды Герой Советского Союза Иван Павлов рос, воспитывался и похоронен в Кустанае, решил переименовать улицу Тургайскую в ул. имени Павлова. 

В сентябре 1950 года открылся рынок с названием «Наримановский».

Вновь отведенным кварталам п. Наримановка городское руководство присвоило наименования: ул. Садовая, ул. Сталинградская, ул. Панфилова, ул. Джангильдина.

Строительство учительского института по ул. Тарана, между улицами 1 Мая и Чехова, началось в 1951 году.

В том же году в городе начал работать первый пассажирский автобус, он курсировал по маршруту Центральный рынок - Затоболовка без графика, кондуктора и определенных остановок. Плановое  движение автобусов началось в 1953 году, когда открылось движение по двум маршрутам: Вокзал - Тобол (река) и Мельзавод - ул. Степная (ул. Шипина) с 7 часов утра до 10 вечера. К 1959 году действовали  уже 9 маршрутов, в том числе 3 пригородных.

Строительство танцплощадки в городском Парке культуры и отдыха начал директор парка Кусков с разрешения городских властей. В том же 1953 году завершилось строительство дороги по ул. Ленина (пр. Аль-Фараби) от ул. Чехова до железнодорожного вокзала.

Область в ту пору начинала не только осваивать и обживать целину, но и создавать почти с нулевых отметок мощный промышленный потенциал, совершенно новые отрасли: горную, химическую текстильную. Каждое утро радио начинало свои передачи знаменитой песней «Едут новоселы по земле целинной». В 1955 году развитие индустрии виделось так: в Кустанае намечали построить хлебокомбинат, гормолзавод, чугунолитейный завод, завод силикатного кирпича мощностью 60 млн штук в год, мебельную фабрику, завод - полигон настильных железобетонных плит мощностью 20 тыс. кубометров в год, завод шлакоблоков мощностью 7 млн штук кирпича в год, швейную фабрику, известковый завод мощностью 20 тыс. тонн извести в год. В Кустанае тогда не было ни телевидения, ни газа, ни надежного  электроснабжения. Город представлял собой море домиков и землянок, степной ветер гонял по нему тучи пыли, даже по центральным немощеным улицам разгуливали стада разной живности.

В начале 1956 года  на северо-восточной окраине Кустаная по решению правительства  СМУ «Кустанайзаготстрой» начало сооружение самого крупного в Казахстане элеватора общим объемом работ более чем 20 млн рублей. По соседству со стройкой вырос целый городок строителей (магазин, столовая, контора, 3 общежития, 5 четырехквартирных домов). В первом выстроенном помещении был смонтирован бетонный завод, который за короткое время освоил изготовление шлакобетонных блоков. На стройплощадку подвели железнодорожные пути, по которым ежедневно проходило по 200 платформ с грузами и техникой. В 1958 году в северо-восточной части города появились новые улицы: Киевская, Матросова, Парковая, им. З. Космодемьянской, им. Чапаева, 40 лет Октября,  им. Гастелло, им. Л. Чайкиной, им. О. Кошевого.

В 1957 году городские власти (председателем горисполкома был Валентин Великанов) приступили к благоустройству улиц: Тарана, Казахской, Чкалова (Каирбекова), Павлова, Советской (Байтурсынова), Калинина (Алтынсарина), Площадь Революции и Гоголя. Предусмотрено  асфальтирование и озеленение тротуаров. По недостроенному через Тобол мосту налажено одностороннее движение, при въезде в город со стороны Затоболовки установили шлагбаум и милицейский пост.

Для сохранения зеленых насаждений и бульваров в черте города закрыли движение грузового транспорта по ул. Повстанческой (Касымханова), Октябрьской (Дулатова), Толстого, Куйбышева (Козыбаева), Набережной в 1958 году.

Андрей Бородин (третий слева), Климент Ворошилов (в центре) и Динмухамед Кунаев (второй справа) на встрече в Кустанае. 1956 г.

В 1959 году первым руководителем области был назначен Андрей Бородин. Наступила эпоха Бородина, оставившего после себя добрую  память. Кустанаю и области он отдал практически  полвека своей трудовой жизни. Сначала Андрей Михайлович возмущался, что москвичи и не слыхивали о Кустанае. «Суетятся, спешат, носы столичные позадирали, а о целине и целинниках понятие общее, смутное», - негодовал он. Зато позднее, когда страна громогласно чествовала наш регион за хлебные миллиарды, Бородин с удовлетворением говорил: «Теперь даже московские бабушки знают, что едят наш хлеб, а в знак благодарности москвичи назвали одну из своих улиц Кустанайской».

Петр Черныш вспоминал: «Многое мог простить человеку наш первый, а вот плевое отношение к хлебу никогда не прощал. Оставленные гривы колосьев, россыпи зерна на дорогах, непорядки на токах и элеваторах, расточительное использование печеного хлеба, муки, зерна приводили его в ярость».

Андрей Михайлович по своей инициативе добивался выделения средств не только на строительство жилья, но и на такие жизненно важные объекты, как городская, областная и детская больницы, многие техникумы, школы, железнодорожный вокзал, аэропорт, телецентр. Для этого использовались письменные обращения в Москву и Алма-Ату, приезды министров, посещение области Динмухамедом Кунаевым и председателем Совмина Байкеном Ашимовым.

Делегация Кустанайской области на Пленуме ЦК КПСС. Андрей Бородин - второй слева в первом ряду. Декабрь 1958 г.

В августе 1959 года высоко в небо взлетели металлические конструкции телевизионной вышки. Строители-высотники В. Чечуха, С. Фадеев, А. Осокин, М. Ливанов стремились закончить монтаж в срок, чтобы каждый вечер тысячи рабочих и хлеборобов узнавали о событиях в стране.

В то же время был создан коллективный сад № 1. Его хозяин - Кустанайское товарищество садоводов - объединил более 200 человек. Председатель горисполкома Великанов разрешил отвести товариществу участок в 30 га в пойме реки Тобол. Площадь разбили на кварталы, потом на участки площадью 8 соток, которые закреплены за каждым членом товарищества в бессрочное пользование.

Секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев на целине. Кустанайская область, 1959 г.

В июне 1959-го начал действовать главный водовод протяженностью 4 970 погонных метров.

Застройка пятиэтажками началась выборочно - где пустовало место или были явные развалюхи, туда и втыкали новый дом. Сам Бородин сетовал на то, что и он позволил застраивать город некомплексно. Но в то время сама обстановка не позволяла вести застройку микрорайонами - средств выделялось недостаточно, а то, что отпускали, было в руках многочисленных, но маломощных ведомств, предприятий, артелей, контор. В декабре 1959 года ввели в эксплуатацию жилые дома по ул. Гоголя, 85, по ул. Баймагамбетова, 37 «А», детский комбинат по ул. Гагарина, 8-квартирные дома по ул. Павлова, 60 «А» и по ул. Уральской, 23.

Станция Кустанай перестала быть тупиковой. Железная дорога связала Кустанай с Рудным и была проложена дальше - на Тобол, Денисовку, Джетыгару. Если в далекий аул Аркалык раньше пролегал караванный путь, теперь туда, к бокситовым рудникам легли рельсы.

Жилой дом с магазином «Радуга» на первом этаже. Кустанай, начало 1960-х годов

В 1960 году в Кустанае проживали 86 382 человека.

Прогулки по Кустанаю продолжим в следующих номерах «НГ».

Фото облгосархива