Спор о вывесках на фоне карантина

Георгий ГОВОРОВ

Костанайские предприниматели обнаружили, что на них висит долг по налогу за рекламу

Богата наша жизнь на противоречия. С одной стороны, правительство пытается спасти малый и средний бизнес от «коронакризиса»: вводит налоговые льготы, отсрочки по кредитам. В то же время раз за разом всплывают скандалы, в которых государство не просто не помогает, но еще и пытается вколотить дополнительный гвоздь в крышку гроба с короткой надписью МСБ. При этом чиновники заявляют, что они просто выполняют свою работу. А предприниматели говорят, что власть, наказывая их, пытается восполнить оскудевшую госказну.

Предприниматели собрались возле кафе «Городок», куда пришли и чиновники

 Реклама дорогая, забытая

14 сентября в редакцию «НГ» обратилась владелица кафе «Городок» Ольга МИХАЙЛОВА. Утром того же дня она обнаружила на своих счетах долг по налогу за рекламные вывески в размере около 371 000 тенге. Обратилась в отдел архитектуры и градостроительства акимата Костаная и узнала, что налог начислялся за вывеску, которую она повесила на фасаде своего кафе еще в декабре. Причем в такой ситуации оказались многие предприниматели в Костанае.

Ольга Михайлова: «Нам никто не говорил, что еще в конце 2019 года проходила проверка»

- Нас даже не десятки, а сотни! - считает Михайлова. - Я просто поговорила с теми, кто так же, как и я, впервые узнали о своих многомесячных долгах, записала контакты, чтобы как-то вместе с этим разбираться. Нам никто не говорил, что, оказывается, еще в конце 2019 года проходила проверка, которая выявила нарушения. В июле 2020 года мы получили первое предупреждение с просьбой оплатить налог за рекламу в размере 12 000 тенге. Вы помните, каким был июль? Нас только начали открывать после карантина, разорваны контракты с поставщиками, часть сотрудников, которые работали у меня годами, уволились. Я не стала разбираться, голова болела насущными проблемами. Подумала - заплачу и забуду. А сегодня мне пришло уведомление: «Не хотите ли оплатить задолженность в размере 371 000 тенге?». Я не поверила глазам.

Ольга Юрьевна пыталась попасть на прием в отдел архитектуры, который принимает с 10.00 до 13.00, но безуспешно - помешали огромные очереди. Зато был звонок из налоговой с предупреждением: если задолженность не погасить за 10 дней, все счета будут арестованы. Главный ущерб от таких мер - сотрудники кафе не смогут пользоваться кассовым аппаратом, через который проходит доход.

- Это вопиющая несправедливость, - считает Михайлова. - Я пыталась жаловаться в «Нур Отан», но из-за пандемии меня не приняли. Трубку в госорганах никто не берет. Почему бы просто не записать человека на прием на определенное время, чтобы избежать толкучки в очередях?

 Незнание закона....

… не освобождает от ответственности. С таким посылом после поднятой шумихи в Интернете и обращения в СМИ в кафе «Городок» 14 сентября приехали представители отдела архитектуры и градостроительства акимата Костаная. Там же собрались и с десяток предпринимателей, которых успела объединить Михайлова.

По словам Дариги Ахметовой, отдел архитектуры обрабатывал предписания о нарушениях с марта по сентябрь

- Проверку проводила ревизионная комиссия Костанайской области с ноября 2019 года по январь 2020 года, - объяснила заведующая сектором правового обеспечения Дарига АХМЕТОВА. - Они сделали нам аудиторское заключение, подкрепили его своими фотографиями. В марте нам предоставили предписание, которое обязывает нас отработать и устранить нарушения. Нам нужно было время, чтобы отработать эти заявления, с марта по сентябрь мы этим занимались. У нас около 1 300 объектов. На обработку одного объекта уходит от дня до месяца. Собственника порой найти тяжело, поэтому процесс растягивается. После того как отрабатывали заявки, мы отправляли их в налоговую, чтобы уже те начисляли недополученный налог.

Ахметова сообщила: согласно изменениям в законодательстве, которые вступили в силу еще весной 2019 года, предприниматель сам обязан уведомлять госорган о том, что он вывесил рекламу на фасаде. После чего ежемесячно оплачивать налог, сумма которого зависит от типа и размера рекламы. А также обязан самостоятельно уведомлять госорган о демонтаже рекламы и тем самым останавливать начисление налога.

«НГ» в мае 2019 года рассказывала о вступивших в силу изменениях. Уже тогда предприниматели возмущались: чиновники сами не могут четко определить, что является рекламой, а что - информирующей вывеской. На встрече с предпринимателями 11 апреля 2019 года представитель департамента госдоходов Костанайской области Бауржан ЕРМЕНОВ объяснял:

- Мы имеем право периодически инициировать проверки. Поводом для этого является наш собственный мониторинг. Мы же видим - реклама в городе есть, плата за нее на счет не поступает. Были такие случаи. Пишем акт контроля на уполномоченный орган.

На этой встрече, кстати, были представлены все заинтересованные госорганы, кроме отдела архитектуры и градостроительства Костаная. Хотя именно сотрудники этого ведомства, в отличие от остальных, напрямую контактируют с предпринимателями.

На встрече 14 сентября 2020 года у предпринимателей основным стоял уже другой вопрос:

Светлана Видеркер (справа) не понимает, почему не было ни одного уведомления с просьбой уплатить налог

- Почему вы нас об этом никак не уведомили, почему за полгода нам никто даже не намекнул, ни одной квитанции не прислал, что имеются задолженности? - спросила руководитель детской студии Светлана ВИДЕРКЕР. - С января налог начисляют, но квитанции к нам приходят только в сентябре. А я 4 месяца просто не работала. Как я должна его оплатить?

Как пояснили предпринимателям, в нормах законадательства ни у одного госоргана, в том числе у ревизионной комиссии, которая проводила аудит, нет обязанности рассылать уведомления.

Наталья Мальцева: «У госорганов нет обязанности уведомлять о результатах проверок»

- У нас мало полномочий, потому что мы только обрабатываем сведения и пересаживаем их на лицевой счет предпринимателя, - отметила главный специалист управления госдоходов по г. Костанаю Наталья МАЛЬЦЕВА. - Мы работаем по факту: пришла сумма на лицевой счет - появилось уведомление. Оно же отразится в кабинете налогоплательщика. Конечно, нужны консультации уполномоченных органов. С этим мы не спорим.

Дарига Ахметова отметила, что выход из ситуации есть - надо обратиться в отдел архитектуры с заявлением, что предприниматель демонтировал рекламную вывеску. В качестве подтверждения приложить фото или видео. Принимаются также письменные показания соседей, которые докажут, что реклама была демонтирована.

Некоторые предприниматели пошли другим путем и намерены судиться с госорганами. Заявления в суд уже подали, но дата первого заседания еще не назначена.

Как результаты проверки, так неудачно возникшие спустя полгода после начала режима карантина, повлияют на бизнес костанайцев, остается только гадать.

Фото Ксении РЕБИК