Автобус тронулся, бардак останется

Ольга ЛИХОГРАЙ, Дмитрий ПЕТРЕНКО

Бизнесмены Сити-центра Костаная считают, что остаются вне закона из-за властей

Неделю назад, 9 августа, представители отдела ЖКХ, полиции и городского акимата организовали показательный рейд по Сити-центру. Главной целью было убрать незаконно расположившийся бизнес. К таковому чиновники отнесли все киоски, кроме одного, и весь дружно движущийся и мешающий пешеходам детский транспорт.

Вечером 9 августа «лондонский» автобус из Сити-центра отправили на штрафстоянку

Разобраться с этим безобразием, по признанию самих властей, они не могут уже два года. Похоже, не смогут и на этот раз. По крайней мере, так утверждают предприниматели, которых отнесли к недобросовестным, несмотря на наличие документов. Они считают, что власти Костаная сами спровоцировали ситуацию, при которой весь бизнес Сити-центра оказался вне закона.

Под одну гребенку?

Во время рейда чиновники подходили к продавцам киосков и сдающим в аренду детский транспорт с просьбой предоставить документы. Владельцев на месте не было, в основном - несовершеннолетние сотрудники, которые толком не могли ответить ни на один вопрос.

- Все киоски, кроме киоска «Ваниль», стоят в Сити-центре незаконно, их владельцы даже не платят деньги за аренду городской территории, - сообщил журналистам 9 августа руководитель отдела ЖКХ акимата Костаная Алексей ТАРАСОВ. - Это называется нездоровая конкуренция. Почему владельцы киосков и аттракционов, расположенных, к примеру, в парке культуры и отдыха, должны нести бремя налогов и другие расходы, а эти владельцы - нет? Сегодня мы выписываем предписания владельцам о том, что в течение трех рабочих дней они должны убрать свои киоски из Сити-центра.

Но, как выяснилось, подобные предписания владельцам киосков уже раздавали в конце мая, но они так и не сдвинулись. На вопрос, почему городские власти не могут их эвакуировать с помощью техники, которую используют, когда забирают с незаконных парковок автомобили, Тарасов ответил, что так можно повредить чужое имущество.

Однако еще два предпринимателя из Сити-центра заявили, что считают себя добросовестными. Владелец киоска-кареты «Мороженка»Александр СИМОНОВ, на фоне которого Алексей Тарасов давал интервью. обратился в «НГ» спустя три дня после рейда.

Владелец кареты «Мороженка» заявил «НГ», что у него есть все необходимые документы

- Киоск оформлен на мою супругу Оксану Крылатову, она является индивидуальным предпринимателем, - рассказал нам бизнесмен. - У нас есть все документы на работу, включая патент, акт на предоставление земли площадью 9 кв. м и договор аренды с городским акиматом. Проблема в том, что этот пакет документов у нас никто не просил, мне не позвонили, письменно не уведомили.

Владельцы кафе «Мороженка» возмущены поведением чиновников

Для Симонова и его супруги августовский рейд - уже второй в этом году. Первый, как и говорили чиновники, был в мае. Тогда ИП Крылатова предоставила весь пакет документов, но все равно попала в число недобросовестных.

Акт на аренду земли у владельцев кафе «Мороженка» тоже есть

- Я уже молчу о тех случаях, когда в отделе ЖКХ просто теряли наши документы! - возмущается Симонов. - По документам мы имеем право арендовать землю для размещения торговой кареты (так называется киоск) до 25 мая 2019 года. Власти об этом знают, но во время рейда их это не интересовало.

«Лондонца» - на штрафстоянку

Еще одним нарушителем в результате рейда был признан «лондонский» автобус, который полицейские отправили на штрафстоянку вечером 9 августа.

- В ходе проверки данного транспортного средства было установлено, что оно имеет 4-цилиндровый двигатель и сделано на базе легкового автомобиля, не имеет регистрации, - сообщил «НГ» 10 августа сержант дорожно-патрульной полиции Жанибек АСКАРОВ. - 18-летний водитель автобуса не имеет водительских прав.

Составлены протоколы по ст. 590 ч. 2 КоАП РК (управление транспортным средством без государственных регистрационных номерных знаков или после запрещения его эксплуатации, или не зарегистрированным в установленном порядке), что влечет наказание в виде штрафа в размере 10 МРП, и ст. 612 ч. 2 (управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления им (кроме учебной езды), а равно управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления соответствующей категорией транспорта), по этой статье штраф составляет 15 МРП.

Тогда же полицейский отметил, что остальные владельцы «лондонских» автобусов, видимо, прекратили на время свою деятельность и пропали из поля зрения полиции. Оказалось, что действительно пропали.

ИП Крылатова, помимо киоска «Мороженка», также сдает в аренду «лондонский» автобус и паровозик. Причем последние 2 года - незаконно.

- Мы начали заниматься бизнесом в 2015 году, - рассказала «НГ» Оксана КРЫЛАТОВА. - Отдел ЖКХ тогда выдал нам разрешение на сдачу паровозика и «лондонского» автобуса в аренду. Через год разрешение нам не продлили, сообщив, что у отдела ЖКХ больше нет таких полномочий. А кто должен выдавать разрешения - не объяснили. Но за один год работы мы даже не вернули средства, затраченные на покупку паровозика и «лондонского» автобуса, а детей как кормить? Поэтому мы просто продолжили свое дело.

Производитель «лондонских» автобусов в Костанае, предприниматель Евгений ЛОШКАРЕВ тоже говорит, что ему сложно работать по закону.

Евгений Лошкарев: «Я веду свой бизнес честно»

- Мы не ездим по проезжей части, нас перевозит эвакуатор, - рассказал он «НГ». - Мы ездим только в пешеходной зоне со скоростью 7-10 км/час, не больше. Это не транспорт дорожного движения, это аттракцион! Почему в Алматы, в городах России такие же автобусы ездят по торговым центрам, улицам?

По словам Лошкарева, из-за полицейских проверок его бизнес тоже рушится. Стоимость одного самодельного автобуса - около 3 млн тенге.

- После этой суматохи заказ в Лисаковске чуть не сорвался. Люди стали сомневаться, брать или нет, - объяснил «НГ» бизнесмен. - Я за легализацию и вообще за честный бизнес. Это мои основные принципы. Но ведь у нас нет компетентных органов по данному вопросу. Они футболят из кабинета в кабинет, а кормить семью надо, да и многим людям наши автобусы нравятся.

В том, что с предпринимателем играют в бумажный футбол, корреспонденты «НГ» убедились, посетив вместе с ним отделение дорожной полиции.

- Данный автобус является переоборудованным транспортным средством без регистрации, поскольку является самодельным, - сказал старший инспектор, майор полиции Талгат ЕРМАГАМБЕТОВ. - И ходовая часть взята от легкового автомобиля. Прилагаемые данные бумаги не являются техпаспортом. Данный переоборудованный транспорт осуществляет движение по дороге в пешеходной зоне, тротуарах. Это небезопасно. Но на учет переоборудованные транспортные средства мы не ставим. По данному вопросу вам нужно обратиться в ДВД.

В ДВД, ознакомившись с техническими бумагами «лондонского» автобуса, подтвердили: он является переоборудованным, незарегистрированным транспортным средством категории М1 (транспортное средство с 8 пассажирскими сиденьями). В связи с этим езда на нем по проезжей части и в пешеходной зоне запрещена. Регистрировать данное средство в ДВД нет полномочий, Лошкарева направили в МВД и посоветовали написать письмо с просьбой о признании его автобуса транспортным средством. Но предупредили, что одобрение маловероятно, потому что автобусы проходят технический осмотр на заводе-производителе. А у Лошкарева лишь ИП из трех человек без права на изготовление автобусов.

Демонстрация без результата

- И как же мне быть? Получается, я вне закона? - возмущается Лошкарев. - Я плачу налоги, у меня есть договоры аренды на землю. Но у нас нет компетентных органов, курирующих сертификацию, выдающих разрешения на многие сферы деятельности - на те же детские батуты, с которых падают дети, на многие аттракционы. Мне нужно, чтобы мои автобусы признали аттракционами. Если их признают транспортным средством, как они будут ездить по тротуару? Меня же постоянно будут штрафовать! А если не признают, то будут забирать на штрафстоянку. Отведенных мест для езды у нас просто нет. Как быть? Конечно, я буду писать письмо, буду делать все, что требуется в рамках закона. Задумываюсь об установке электродвигателей, пусть будет в разы дороже, главное, что по закону.

Оксана Крылатова еще в прошлом году на приеме у акима Костаная Базыла Жакупова просила навести порядок, чтобы киоски, аттракционы, бизнес были в законе.

- Дело ведь не в том, чтобы нас просто закрыть, - уверена она. - Не будет нас - придут другие. Считаю, что нужно наводить порядок, что я и предлагали акиму. Я говорила, что Сити-центр нужно разбить по зонам, чтобы каждый мог заниматься своим делом. Тогда аким сказал, что эти вопросы будут решать земельщики. Если оценивать по количеству согласований, то мы должны отчитываться за нашу деятельность сразу перед несколькими ведомствами - от налоговой до пожарных. При этом ответственных за выдачу разрешений нет.

Незаконность существования костанайских аттракционов признал во время рейда 9 августа и заместитель акима Костаная Олжас НУРГАЛИЕВ.

Олжас Нургалиев признал, что все аттракционы в Сити-центре работают незаконно

- Все аттракционы в Сити-центре существуют незаконно, - ответил он на вопрос. - Владельцы не платят деньги за аренду земли, не оформляют договоры с работниками. Но убрать мы их пока не можем, потому что нет закона, по которому это можно сделать. Мы выдаем предписания, а они просто не уходят.

Получается, власти Костаная хотят навести порядок и одновременно расписываются в бессилии. А потому все рейды по Сити-центру пока смотрятся демонстративно, но безрезультатно.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА