Когда временное становится постоянным...

Татьяна НАЗАРУК

Почему ремонт в Костанае всегда оборачивается бедствием для горожан? 

В этом году в Костанае особенно большой ремонт. Под реконструкцию попали сразу несколько участков, в их числе - ул. Майлина, Набережная, Лермонтова. Капитальный ремонт с середины весны идет на пр. Абая. Обновление - это для наших дорог и полуразвалившихся тротуаров то что надо. Вот только почему каждый раз подрядчики забывают, что город - не сплошная стройка и в нем продолжают жить люди? 

В ремонтном хаосе 

Людям предложено потерпеть. Но терпеть можно определенный отрезок времени. В нашем случае терпение - состояние, которое предписано навсегда.

 

 Автобусы, тракторы, пыль, пешеходы - типичная картина на пр. Абая

Абая ремонтируют участками: пока один закрывают, остальные доступны для движения. Но и там, где работы не ведутся, царит хаос: неогороженные траншеи, разбросанная брусчатка, стоящие стопками на проезжей части бордюры.

Ремонтировать пр. Абая от путепровода в районе автовокзала и до ул. Тауелсиздик начали с середины апреля. Сейчас работы ведут в центре города, в районе магазина «Рахат», а старые бордюры сняли вплоть до ул. Тауелсиздик.

 

 На Наримановском рынке люди топчутся по щебню и переходят высокий бордюр

Тем не менее порядка до сих пор нет ни на одном участке реконструкции. Около торгового центра «Емшан» и на перекрестке Абая - Леонида Беды, возле Наримановского рынка, на месте остановочных павильонов - разбитый асфальт, ямы, песок и щебень. Пытаясь добраться до подъезжающих автобусов, люди перепрыгивают через высоченные бордюры и стараются не угодить в траншеи. За время ремонта подрядчик не предпринял никаких мер, чтобы облегчить жизнь костанайцам. А с него, видимо, никто и не требует.

 

  Автобусы вплотную к тротуару не подъезжают, поэтому люди сразу в него запрыгивают, чтобы не спускаться на дорогу

27 июля корреспонденты «НГ» прошли по ремонтируемой улице и попытались оценить уровень временного благоустройства. Начали с остановки «Емшан». В этой части проспекта бордюры проложили давно.

Со стороны ул. Баумана к остановочному павильону направлялись две женщины. Чтобы подойти к остановке, им предстояло миновать ничем не огороженную траншею, выкопанную для коммуникаций между проезжей частью и остановочным павильоном. Балансируя на узкой тропинке с помощью тяжелых сумок, с задачей жительницы Костаная справились, хоть и с трудом. Многие не рискуют, предпочитают идти прямо по дороге и там же ожидать автобус. Это тоже небезопасно, но вероятность угодить в яму меньше.

 

 Такие условия явно не для мам с колясками

- Через эти траншеи все лето приходится прыгать, - негодует Наталья КОКАРЕВА. - Мы-то ладно, молодые еще. А что инвалидам и старикам делать? Мамам с колясками как эту преграду преодолеть? Я понимаю, что ремонт. Но у нас всегда что-то строят, ремонтируют. Потом снова за другую улицу возьмутся, а мы все так же через ямы прыгай? Нигде даже мостик не кинули, хоть бы чего положили!

1 августа ситуация разрешилась сама собой, без помощи подрядчика или властей - ямы у остановки «Емшан» закопали.

На остановке «Дорожная полиция» лежат кучи песка и земли. Пассажиры, соответственно, вынуждены стоять либо на дороге, либо на бордюре, чтобы успеть добежать до автобуса, пока он не уехал. Я рискнула стоять внутри остановки - к автобусу спешить не надо было. Но как только попыталась уйти, огибая кучи, наткнулась на металлический штырь, торчащий посреди тропы. Видимо, строители натягивали что-то, а убрать забыли. Вслед за мной за него брюками цепляется женщина. 

- Когда они уже закончат? - безнадежно вздыхает Вера САВОНИНА. - Остановок толком нет, люди через эти ямы прыгают. А если дождь пойдет, куда прятаться? Я работаю во второй поликлинике, пациенты жалуются, что трудно пройти до поликлиники. Особенно старикам. Нельзя разве хоть что-нибудь сделать, чтобы сгладить все эти неудобства?

 

 Абсолютно все тротуары на пр. Абая обрываются

Возле ТЦ «БУМ» 27 июля люди не просто обходили яму, образовавшуюся после снятия покрытия на тротуаре, но и прыгали через «скакалку» - белую веревку, натянутую на металлические штыри. Если, конечно, успевали ее заметить. Назначение «скакалки» было неясным.

- Ямы такие, что не только мы, но и молодые не пройдут, - говорит пенсионерка Алтынай АХМЕТОВА. - Я считаю, что это неуважение к нам. Перегородили бы опасные места, что ли. У меня дочь вынуждена дома коляску оставлять и ребенка на руках носить, потому по песку и по кускам асфальта не проедешь. Я эту веревку вообще бы не заметила. Хорошо, что дочь дернула за руку. Почему власти решили сразу всю улицу разворошить? Возле «Емшана» еще не все сделали, и вот тут уже начали.

- Я живу в районе «Лагуны», - рассказывает Жанара АХМЕТОВА. - Здесь много ям прямо на тротуарах. Лентой хотя бы их пометили. Вот вечером не заметишь, а там арматура всякая, провода. Кто ответит, если человек пострадает?

 

 Чтобы не сломать ноги, гляди в оба

Остановку около медцентра «Жемчужина» уже выложили брусчаткой. Поставили бордюры. Но добраться до элитной клиники все равно тяжело. Люди карабкаются на высоченный бордюр, потом скатываются с него, рискуя переломать ноги. Мы замерили - 35 см, в два с лишним раза выше, чем полагается. Пенсионерам, мамочкам и инвалидам просьба не беспокоиться.

Здесь положат второй слой асфальта и ситуация должна измениться. Но как жить и передвигаться в недружественной городской среде до тех счастливых пор?

 

 Неогороженными ямами усыпан весь пр. Абая

Кстати, о недружественной среде. Тротуары на Абая обрываются безобразными ямами буквально на каждом перекрестке и у каждого проезда. От «Емшана» до «Океана» мы насчитали более 50 таких провалов. Сойти с тротуара, ступить на проезжую часть, с нее вновь на тротуар - эти нехитрые действия требуют подготовки, мужества и сил.

 

 Пенсионер Хаким Исхаков проблем для пешеходов не видит

- Это временное явление, - считает пенсионер Хакима ИСХАКОВА. - Я хоть и с тростью хожу, особых трудностей не испытываю. Я сам бывший дорожник, поэтому с пониманием отношусь к этой работе. Всегда так строили, всегда так было.

 

  Азамат Джумагулов сам ехать по проспекту не решается

Наверняка с ним поспорил бы инвалид-колясочник Азамат ДЖУМАГУЛОВ. Я познакомилась с ним у магазина «Райский сад». Он как раз ждал свою жену, чтобы вместе с ней выбраться из этого царства бордюра, песка и пыли.

 

 Азамат Джумагулов даже с чьей-то помощью ехать по проспекту не решается

 - Я же сам тут не проеду, вы что! - удивился нашему вопросу он. - О людях тут вообще не думают. Если мне надо попасть в район «Рахата», я всячески объезжаю пр. Абая.

 

 Для велосипедистов на пр. Абая много преград: ямы, бордюры на дороге, камни

Подоспевшая Наталья Алексеева тем временем попыталась эвакуировать коляску мужа из внутридомового проезда на тротуар. Не вышло. Тогда супруги развернулись и просто направились в другую сторону. И это правильно, стоит ли рисковать здоровьем? Как раз на днях костанайская велосипедистка Ксения Иваненко, кандидат в мастера спорта, во время тренировочного выезда угодила в яму и довольно тяжело травмировалась под автопроводом в районе автовокзала. Как раз там, откуда начался ремонт пр. Абая. Подрядчика ждет суд, но кому от этого легче? 

Как пройти до железнодорожного вокзала?

По пр. Аль-Фараби  этого лучше не делать - целее будете. Улица Майлина стала олицетворением бесконечного «временного» неудобства. В прошлом году здесь начали менять коммуникации, в этом году продолжают работы. И за все это время ремонт никого не оставил «равнодушным».

 

 Дорожные знаки - единственное проявление «заботы» о горожанах

Неблагополучно здесь было с самой весны, о чем свидетельствовало падение ограждения на проходившую мимо пенсионерку. Потом тут падали много - на размытой глине, едва не скатываясь в глубокую траншею, в лужи, которые разливаются и затапливают дорогу, тротуар и прилегающие дворы.

 

 На ул. Майлина люди ходят по краю дороги и обрыва

Иногда подрядчик, ТОО «АБЗ+», откачивал воду, заливавшую перекресток  Аль-Фараби - Майлина. Но хватало ненадолго. Иногда, после многочисленных просьб и жалоб, отсыпали переход с мостика на тротуар, потому что в дождь людям негде было ступить. Все тут косо и крайне травмоопасно. Ограждений здесь как не было, так и нет.

 

 Этот мостик - единственное цивильное сооружение на Майлина - Аль-Фараби

Страсти слегка поутихли, когда закончились дожди. О минимальных удобствах местные жители уже и не мечтают.

- Мостик, по которому можно перейти Майлина на перекрестке с Аль-Фараби, как по мне, слабоват, - говорит жительница п. Затобольск Диана АСТАПЕНКО. - Качается при ходьбе. Только один знак на Майлина видела. И то он стоит рядом с работающей техникой почему-то. У нас в Затобольске тоже все лето идет ремонт. Открытые ямы, нигде нет ограждений.

 

 На этом участке Майлина - частный сектор. Временный проход для его жителей не сделали

Чуть дальше, между перекрестками Майлина - Тауелсиздик и Майлина - Победы тоже установили дощатые мостики. Около частных домов их два. Один из них лежит неровно, покосился. Люди переходят по нему и крепко держатся за перила. Неподалеку, в стороне, без дела стоит стойка со знаками объезда и дорожных работ. По нынешним временам это пустая формальность.

 

 На перекрестке Майлина - Победы тоже неогороженные траншеи

Около железнодорожной больницы в эпицентре ремонта точно так же бесполезно стоят знаки. Разве пешеход или автомобилист сможет их там увидеть?

Тротуаров нет, въезда во двор тоже

Точно такую же картину видим на небольшом участке ул. Лермонтова в границах ул. Каирбекова - Бородина: вырыты глубокие траншеи, ездит техника, ничего не огорожено. По сведениям местных жителей, реконструкция здесь с мая.

 

 К концу подходит реконструкция ул. Лермонтова

- Да это ужас какой-то, - жалуется местная жительница Елена АВДУЩЕНКОВА. - По Лермонтова перекрыто, поэтому во двор не заедешь. Есть еще небольшой проулок по другую сторону нашего дома, но он весь изрыт ямами, тоже невозможно проехать, поэтому все машины по тротуарам прут. Один раз всего, помню, здесь пытались огородить эту территорию ленточкой. Но ее вскоре оборвали, больше попыток со стороны ремонтников не было. А что здесь весной творится или во время дождей, ух! Мы по колено в грязи ходим. Кажется даже, что мы уже с этим смирились.

Похоже, в нас намертво въелось это самое терпение, которое позволяет подрядчику не следовать СНиП, если можно сделать дешевле и обойтись малой кровью. 

Разве так должно быть?

Генеральный подрядчик реконструкции пр. Абая - РГП «Енбек-Костанай», субподрядчик - ТОО «АБЗ+». Еще две компании ведут авторский надзор и одна - технический. По словам главного инженера проекта ТОО «Промстройпроект» Татьяны ШЕВЧЕНКО, осуществляющего авторский надзор, при дорожных работах никакие дополнительные ограждения или мостики для перехода не предусмотрены.

 

 Участок от ул. Гоголя до Толстого сейчас закрыт, но, по сути, ничем не отличается от открытых

- Согласно проекту, улицу должны перекрыть, закончить все работы, а только затем открывать, - поясняет она. - Но подрядчики не успевают, поэтому оставляют за собой недоделанные участки. Траншеи для кабелей должны быть 40 см в ширину и 70 см в глубину. Но их копали экскаватором, поэтому они получились и шире, и глубже. Это неправильно. Тем не менее по проекту нет необходимости устанавливать ограждения, потому что траншеи неглубокие. Вот если делают водопровод, то уже надо, там роют глубоко.

То же самое на наш запрос ответили и в отделе ЖКХ Костаная, добавив, что «приносят свои извинения горожанам за временные неудобства».

 

 Не менее пяти лет  существует это «временное» сооружение на ул. Маяковского

- РГП «Енбек-Костанай» временно перекрывает дорогу на основании стандарта СТ РК 1124-2003 (технические требования при организации дорожного движения), - пишет и. о. руководителя отдела ЖКХ, ПТ и АД Алексей ТАРАСОВ. - К нему относятся знаки «Ведутся дорожные работы», «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Объезд препятствия справа или слева». В проектно-сметной документации прописан только пункт «Временные здания и сооружения».

Однако эту позицию поддерживают не все специалисты. Главный архитектор «Костанайдорпроект» Наталья МЕЛЬНИК считает, что все это отговорки.

 

 Вместо почвы будут камни и брусчатка

- В каждом проекте обязательно есть статья непредвиденных расходов, - прокомментировала она «НГ». - Если на каком-то участке работу не закончили, но его открыли, то исполнитель должен брать оттуда средства и обеспечивать безопасность пешеходов. Вообще, положено работать конкретно по участкам. Если они этого не соблюдают, значит, есть проблемы с организацией работ. Заказчики и надзор должны реагировать на нарушения. Пока идут работы, подрядчик отвечает за жизнь и здоровье людей. Если что-то с ними произойдет, то отвечать будет он. Как в том случае на ул. Майлина, когда на человека упало ограждение. «АБЗ+» ведь потом за это отдувались, пострадавшие с ними судились. Зачем доводить до этого? Надо класть мостики, чтобы люди о разбросанную брусчатку не спотыкались, ямы временно засыпать. Мостики у подрядчика всегда есть, их даже покупать не надо. В проекте точно все расписано от и до, не имеют право открыть участок, пока его не доделали.

К примеру, в соседнем Челябинске при ремонте дорог по периметру закрытого участка ставят красные сигнальные блоки.

Недавно была в Екатеринбурге. В узком переулке почти весь тротуар заняла стройка. Строительная компания для удобства пешеходов проложила деревянный трап с крышей и перилами. Проходя рядом со строящимся объектом, можно не бояться, что прилетит в голову. Аналогичная ситуация в Костанае с реконструкцией ресторана «Тумар». Только там люди обходят стройку по дороге - ни трапа, ни крыши, лишь забор из профлиста.

Так и получается, что изначально временное у нас становится постоянным. Город стремительно обновляется, работы идут без остановки, и нет конца этому временному. Неизбежность? Да нет, скорее, привычка.