Маршрут для «ханского каравана»

Евгений ШИБАРШИН

Петр Своик - о своем видении переустройства системы власти в Казахстане

В Астане прошло первое заседание рабочей группы, созданной президентом для подготовки предложений по перераспределению полномочий между ветвями государственной власти. Пока решались организационные вопросы, предложения о переустройстве системы власти уже появились в социальных сетях. Своими соображениями в «Фейсбуке» поделился известный казахстанский аналитик Петр СВОИК. Некоторые идеи он согласился прокомментировать «НГ».

Нужен баланс 

- Петр Владимирович, многие читатели «НГ», возможно, еще не знакомы с вашими предложениями, поэтому назовите хотя бы основные.

- Для того чтобы создаваемая сейчас президентско-парламентская структура работала и после ухода первого президента, критически важно соблюсти баланс между президентской и парламентской частями. Итогом деятельности рабочей группы может стать вариант сохранения неограниченной полноты и неподконтрольности президентской власти, когда Парламенту передадут лишь второстепенные функции. От этого хотелось бы предостеречь. Поскольку равной статусной замены действующему президенту нет, и в перспективе это может стать дестабилизирующим фактором как для самой власти, так и для страны.

Важно понимать, что перераспределение полномочий с целью сохранения устойчивости власти в транзитный период является важной, но всего лишь тактической задачей. Стратегической задачей является создание уже сейчас такой властной конструкции, которая сможет отвечать вызовам надвигающейся на Казахстан глобальной политической, экономической и идеологической трансформации.

- Вы назвали принципы, которыми предлагаете руководствоваться при перераспределении полномочий. Как их реализовать?

- Президент должен остаться сильной политической фигурой, но без прямого вмешательства в экономику и хозяйственную деятельность. В его компетенции правильнее закрепить международную деятельность, оборону и национальную безопасность, а также поддержание конституционных балансов и социальных гарантий.

Правительство должно формироваться мажилисом, с согласия сената. Кстати, выборы депутатов сената целесообразно сделать прямыми, а не маслихатами, как сейчас.

Конструкция мажилиса должна быть конституционно фиксированной - трехпартийной. При этом ни одна партия не может иметь более «половины минус один» мандатов - это необходимо для общей устойчивости.

Правительство разгружается от проблем поселений. Они переводятся на местное самоуправление. В компетенции и ответственности центральной власти остаются только территории: области, районы и сельские округа. В городах, поселках, крупных селах и аулах акимы назначаются или избираются депутатами маслихатов.

И самое главное - для предотвращения клановых и иных раскачек политической системы необходим Конституционный суд, принимающий к своему рассмотрению любые коллизии между конституционными органами и фигурами власти. Судей КС следует выбирать всенародным голосованием, пожизненно, и таким образом, чтобы они представляли все основные части казахского народа, а также «четвертый» жуз. 

Все уже решено

- Полномочия между структурами власти в Казахстане перераспределяли уже не раз. И по горизонтали, и по вертикали. Эффект - нулевой. Не получится и сейчас так?

- У нас институты власти распределены по ветвям: представительная, исполнительная и судебная. Но единственным институтом реальной власти в Казахстане является Нурсултан Абишевич Назарбаев. Так сложилось. Институализация власти у нас персонифицирована, и все институты власти вокруг этой персоны носят вспомогательный характер. Поэтому ключевым является не первичное перераспределение, когда вводимые новшества будут лишь декоративными, отвлекающими, дающими Парламенту только второстепенные дополнительные полномочия. Важнее другое. Сейчас президент имеет столько полномочий, что оставлять их своему преемнику просто опасно. Даже в случае, когда пост займет близкий родственник, неизбежно, пусть не сразу, наступит время, когда начнутся попытки списать накопившиеся проблемы (их у Казахстана много) на предыдущее правление. Почти наверняка будет сведение счетов с нынешними бенефициарами - родственниками президента и приближенными. Хорошо, если их, что называется, сделают «победнее», а могут быть и более неприятные вещи.

В этом смысле наверняка на Назарбаева большое влияние оказал Узбекистан. Там, казалось бы, произошла легкая, бесконфликтная преемственность власти, но семья Каримова, безусловно, пострадала. И это еще не конец. Назарбаев, конечно, сделал свои выводы, поэтому ему, по всей видимости, реально придется делить власть. Сохранив статус Елбасы, попытаться его как-то приподнять - сделать себя духовным руководителем. Но при этом поставить на президентское место, например, свою дочь, а самому сохранить за собой, кроме поста Елбасы, еще и руководство «Нур Отаном». Тогда можно передать Парламенту функцию формирования правительства. Парламент реально будет формировать правительство, но по сути все останется как есть. Потом, когда эта функция Парламента разойдется с функциями президента, возникнет двоевластие, которое обязательно придется балансировать. Появление двух полюсов власти - очень многообещающая, но рискованная ситуация. Так что как только произойдет реальное институирование власти вместо сегодняшней персонификации, так обязательно понадобится защита от раскачивания такой конструкции. 

- По вашей оценке, перераспределение полномочий произойдет не потому, что политическая система, сложившаяся в Казахстане, мешает развитию страны, а для того чтобы обезопасить нынешнее окружение Назарбаева от возможной расправы в будущем?

- Ближайшее окружение президента наверняка встревожено, напряжено переходной ситуацией. Уверен, что и президент думает, как организовать транзит власти. Ему, конечно, хочется сохраниться в истории как величайшей личности, на авторитет которой никто не посягает, и дать гарантию безопасности своим родственникам и ближайшему окружению. При этом хотелось бы править до конца. Но как человек практичный он видит кучу ограничений, поэтому наверняка с этим делом до конца еще не определился. Хотя ситуация подстегивает. И если он создал такую рабочую группу, значит, в основном уже определился. Эта комиссия только утвердит то, что уже определено. Идти с конституционной реформой дальше - задача пока, видимо, не ставится. Им всем важно себя сохранить, режим сохранить - не более того.

А если говорить о реформировании в более широком, не в семейно-клановом смысле, то нужно иметь в виду, что политическая система всегда сопряжена с экономической. Казахстан сейчас - сырьевая и финансовая периферия развитых стран. Персональное правление с клановым устройством внутри власти, с элементами феодализма, с фактически сословным делением общества, с религиозным ренессансом вполне соответствует такому типу экономики. Но это время объективно заканчивается. Стоит задача повышения качества. Как экономического, так и политического. Одно без другого не получится. Парламентская система, система разделения власти - более высокая технология. Но она и более рискованная. Сможет ли казахская правящая элита и вообще вся казахская нация (которая, кстати, уже сложилась в качестве политической нации) сформировать что-то более современное, более технологичное, чем «елбасизм»? Сможет ли правящая верхушка, озабоченная на 99% чисто своими интересами, провести реформы, выходящие за реалии их интересов и повышающие общее качество страны? Для меня эти вопросы пока без ответа. 

Риски высоки

- Ваши предложения направлены как раз на реформирование «в широком смысле», поэтому в казахстанских реалиях выглядят, скорее, романтическими мечтаниями. Вы надеетесь, что рабочая группа, созданная президентом, их учтет?

- Вот уж чем не страдаю, так это романтизмом. Я сформулировал свои предложения, понимая, куда и зачем предыдущие 25 лет шел караван во главе с ханом. Понимая,  что именно сейчас нужно поворачивать в сторону реального президентско-парламентского правления. Я постарался, забегая вперед по этой траектории исторического движения, сформулировать весь дальнейший путь. Не временную «вилюшку» только ради транзита персональной власти, а дать полную картину. Рабочая группа не может не учесть мои предложения. Какая-то часть (меньшая) будет реализована сейчас, другие - типа не заметят. Но сама ситуация будет делать их все актуальнее и актуальнее. К ним будут возвращаться. Вся моя концепция построена, если хотите, на интересах самого правящего режима: на том, как лучше всего скомпоновать нынешнюю семейно-клановую олигархическую систему, как наиболее технологично ее институализировать, включая пользу для страны и народа. 

- Есть ли какие-то риски в проведении реформы властных полномочий?

- Есть и очень высокие. Дело в том, что Казахстан никогда не имел самостоятельной институализированной государственной системы. Институты у нас вторичны, первичен только президент. Опыта самостоятельного парламентаризма и МСУ - нет, кадров - нет, культуры, традиций - нет. Выше «елбасизма» мы еще не поднимались. Я уповаю на Конституционный суд, который должен быть мощным стабилизатором. Поскольку риск пойдет от самих же казахских кланов и от конкурирующих олигархий. Они будут меряться между собой, не признавая ни за кем верховенства, и как будет работать система, вышедшая из подчинения одному человеку, - уже большой вопрос. Поэтому тут выбор такой: либо мы будем сами свое качество улучшать, с помощью трехпартийного Парламента и Конституционного суда, либо это будет делать Москва. Гарантия, что у нас будет стабильность, есть. Казахстан не будет дестабилизирован. Весь вопрос в том: стабильность будет осуществляться своими институтами власти, или в Кремле создадут специальный отдел по казахским «разборкам», который будет разруливать конфликтующие казахские элиты? Первое - лучше.

 

Досье

Своик Петр Владимирович

Родился в 1947 году, в Ленинградской области.

В 1975 году окончил Алма-Атинский энергетический институт, инженер-теплоэнергетик, заочно - аспирантуру МЭИ, кандидат технических наук.

1963-1969 гг. - рабочий геологической партии, затем работал на предприятиях энергетики. В 1989 г. назначен директором Уральской ТЭЦ.

1990-1993 гг. - депутат Верховного Совета КазССР.

1993-1994 гг. - председатель Госкомитета РК по ценовой и антимонопольной политике.

1994-1996 гг. - председатель Социалистической партии Казахстана, затем участвует в демократических движениях, занимается публицистикой и анализом экономических проблем.

Женат, две дочери, шесть внуков.